Той, светик, не стыдись
Объема этой статьи не хватит, чтобы перечислить всех представителей нашей эстрады, которые сокрушенно-ритмично кивали головой в такт собственным заученным куплетам: “Ну у нас же не шоу-бизнес, а той-бизнес. Мы зарабатываем на корпоративах и свадьбах. А вот за границей!..”. Тем временем заграница сама скатывается
к отечественной модели шоубиза как наиболее эффективной и жизнеспособной. Во всяком случае, так считает композитор и член андерграундной группы Buhar Jerreau Эмиль ДОСОВ (на снимке).
Три года назад Buhar Jerreau произвела эффект разорвавшейся бомбы (иногда штампы лучше всего выражают суть вещей). Рэперы-нонконформисты взорвали Интернет клипом “Мост”, попали в российские чарты, заключили контракт с компанией Тимати Black Star, развели бурную деятельность и… И пропали из поля зрения. Как оказалось, отношения с россиянами не очень сложились, на родине инди-музыка после первоначального ажиотажа тоже как-то не укоренилась, и в результате Buhar Jerreau, по словам Эмиля, сейчас находится в “состоянии отсутствия мечты”.
В рабочем состоянии находится, в общем.
- Рынок у нас был дикий, а теперь весь мир становится диким, - рассказывает Эмиль о состоянии дел на музыкальной арене. - Диски уже не продаются, а новой глобальной системы зарабатывания денег на музыкальной деятельности пока нет. В Казахстане, в принципе, исполнители никогда не зарабатывали на продаже альбомов. Все прибыли приходили от выступлений. То же самое происходит сейчас на Западе. Теперь основная задача музыкальных лейблов - вписать в договоры с артистами пункт, согласно которому они будут иметь процент с концертов, так как рынок СD рухнул. Сейчас в ход пошли так называемые сложные контракты. То есть то, что у нас уже лет 20 работает. Вот она, наша главная казахстанская инновация! Мы покорим весь мир!
- Ну, кстати, иностранные звезды неплохо у нас тоже зарабатывают. Элтон Джон, Николь Шрезингер, Канье Уэст…
- Агентство в случае с суперзвездами контролирует заработки, полученные только на территории Северной Америки. Деньги, вырученные, скажем, в нашей стране на частных выступлениях, не попадают под действие контракта с музыкальным лейблом. Им ни с кем не надо делиться. Чистый навар. Конечно, артисты будут рады сюда приезжать!
- Ну зато у них якобы есть репутационные риски - Стинг же отказался приезжать. Потому что неудобно потом перед демократической общественностью было бы.
- Это зависит от позиции и положения артиста. Вряд ли кто-то станет упрекать, скажем, Джастина Бибера в нарушении каких-то там нормативов Human Rights Watch. В целом в инциденте со Стингом нет ничего особенного - ну кого удивило, что на Западе нашу страну считают государством с авторитарным режимом?
- Сам ты отказываешься от выступлений по политическим или моральным соображениям?
- Да. Мы не выступаем на благотворительных концертах. Это не благотворительность, а пиар либо НПО, либо какого-нибудь банка, либо самого концерта и его организатора. Твердо уверен, что благотворительности в чистом виде у нас нет. Ни за что не пошел бы выступать на концерте в поддержку партии “Нур Отан” или ее кандидата на выборах. Поп-артистам это нужно, потому что это хороший пиар. А мне и Buhar Jerreau пиар не нужен, нас из-за этого больше людей слушать не станет.
- А теперь неизбежный вопрос - вопрос о Кайрате Нуртасе.
- Я недавно взял номер его телефона и звонил ему много раз. Но он то выключен, то не берет трубку. А я хотел с ним пообщаться, узнать, что за человек такой.
Вообще Нуртас - ярчайший представитель очень высокооплачиваемой самодеятельности. К профессиональному шоу-бизнесу и музыкальной индустрии это не имеет отношения. Под шоу-бизнесом и индустрией я имею в виду телеканалы, радиостанции и продюсеров, которые сознательно и целенаправленно создают музыкальный продукт. Их в нашей стране по пальцам пересчитать: Тастембеков, Конарова, Есентаева, недавно появился Сулейменов. А Кайрат Нуртас просто поет песни, которые ему нравятся. И очень много поет. С музыкальной точки зрения это просто шансон. Шансон, который разросся из салона такси до масштабов целой страны. Это дурной вкус, и тому есть масса причин.
- А “Орда” - не шансон?
- Ребята в курсе музыкальных трендов, жили за границей, способны делать качественную, современную музыку. Поэтому мы и сотрудничаем.
- “Орда” была одним из первых бойз-бандов, певших на казахском современные вещи. А теперь весь шоу-бизнес казахскоязычный. На русском не поют уже и русские.
- Это тренд, неправильно многими истолкованный. Те, кто пел на русском, подумали, что если они будут петь на казахском, как Кайрат Нуртас, то больше заработают и станут популярнее. Но это иллюзия, поскольку русскоязычные, даже сто раз спев на казахском, не станут своими в ауле, и их песни про европейскую любовь там никому не нужны. Поэтому им надо продолжать то, что они делали раньше. Ну или вообще не продолжать.
Тулеген БАЙТУКЕНОВ, Алматы
17.10.2013