В самый цвет
В Алматы в галерее “Тенгри Умай” открылась выставка японских фотографов. Известный фотомастер Ёитиро ЯМАСИТА (на снимке) представил цикл “Цветы Японии”, а также поделился секретами своего мастерства.
Первые фотографии мастер сделал в 18 лет (сейчас ему 73 года. - Н.П.), и с тех пор он не расстается с фотокамерой.
- Я не случайно выбрал в качестве моделей цветы, - говорит Ёитиро. - Когда мне было 11 лет, я попал в больницу с аппендицитом. Мама каждый день приносила мне по одному цветку. Они напоминали мне о том, что там, за окнами, огромный мир и буйство красок. После этого у меня появился интерес к цветам. За 50 лет работы я сделал множество портретов, был постоянным фотографом театра кабуки, но цветы - моя настоящая любовь. Кстати, у вас я тоже несколько дней провел в горах и успел сделать более 100 фотографий, которые, возможно, войдут в мою следующую выставку. На Шымбулаке на высоте 3200 метров я нашел одинокую фиалку и был просто пленен ее красотой. Этот цветок будто специально ждал меня.
По мнению японского фотографа, в наш динамичный и урбанистический век становится ближе и душе и глазу ветка цветущей сакуры или сливы, цветок лотоса или пиона. Перед цветущим растением человек мысленно обращается к своему детству, наивному, безмятежному, когда ум не был затуманенным. Чтобы сделать хорошую фотографию, надо быть внимательным, не торопиться и главное - найти правильную композицию.
- Как-то в горах я увидел цветок, который только пробился из-под земли, - продолжает разговор мастер. - Я решил подождать, пока он подрастет немножко, и поселился рядом в гостинице. Через четыре дня снова навестил его - он был уже побольше. Я решил, что начну съемки на следующий день, но когда проснулся утром, то увидел, что ночью прошел снегопад. Я бросился к цветку, раскопал его. Несмотря на снег, он был прекрасен. Я стал его снимать, но светило яркое солнце, и кадры мне не нравились. Расстроенный, ушел в гостиницу и всю ночь думал, как бы мне его снять. Показать все его величие и в то же время хрупкость. Утром мне надо было уезжать, но я прибежал на поляну, чтобы снова поснимать. И тут меня озарило. Я лег так, чтобы цветок оказался у меня под мышкой, и стал таким образом регулировать солнечный свет. В итоге получился интересный кадр.
Гость из Страны восходящего солнца поведал, что представленные на выставке работы сделаны на пленочные фотоаппараты. Но со следующего года в Японии прекращают выпуск пленки и реактивов для проявки.
- Дома у меня есть специальная полка, где я храню фотоаппараты, которых у меня более 90, но больше люблю работать с пленочными. Свои фотографии я никогда не подвергаю обработке: не пользуюсь ни фильтрами, ни фотошопом. Я не поэт и не могу описать свои ощущения стихами. Но могу через фотографии передать мгновения слияния с природой. Надеюсь, зрители, посмотрев мои работы, испытают те же чувства восхищения.
Выставка продлится до 5 октября.
Надежда ПЛЯСКИНА, фото Романа ЕГОРОВА, Алматы
28.09.2013