1834

Что мешает танцору

Дюсенбек НАКИПОВ (на нижнем снимке), танцор, хореограф, поэт и гражданин, готов бить в набат. Он уверен, что в ближайшее время Казахстан может не просто уступить свои позиции в балетном искусстве, но практически потеряет знаменитую базу. А ведь в настоящее время на пространстве СНГ наша балетная школа считается третьей после Москвы и Питера…

Накипов собирается написать новому министру образования. Он уверен, что в ближайшие пять лет казахстанский балет ожидает несомненный кризис.
- Да, внешне у нас действительно все прекрасно: 200 лауреатов международных конкурсов, новая балетная труппа в Астане, танцоры регулярно выступают. Но есть вещи, которыми хорошо отчитываться перед правительством, а есть то, что знают профессионалы, в том числе и я. У нас действительно за последнее время появилось много новых танцевальных коллективов, существует потребность в артистах. И ее все труднее удовлетворять, потому что в хореографическом училище сложная ситуация. После того как в 1992 году артистам балета отменили пенсии за выслугу лет, они держатся за ставки в танцевальных коллективах, и никто не идет преподавать. Потому что если пенсия плюс педагогическая работа давали сносное существование, то одним преподаванием прожить трудно. Вот и получается, что танцоры из последних сил держатся за место в труппе. И я не сказал бы, что это идет на пользу балету. В Театре оперы и балета им. Абая больше половины труппы тех, кому за сорок, такого нет ни в одном театре мира!
- Может быть, вы сгущаете краски? Все-таки педагогами работают по призванию, а не из-за денег.
- У нас в училище осталось человек семь сильных педагогов. Только в этом году по состоянию здоровья ушли три человека, остальным по 60 и даже 70 лет. Новых педагогов нет. Разве это не повод обратиться к министру?
- Что может сделать министр образования или культуры или оба вместе?
- В настоящее время почему-то Министерство образования полностью сняло с себя заботу о хореографическом училище. Три года назад глава государства видел концерт наших воспитанников и спросил меня, что нужно, чтобы училище процветало. Я сказал, что необходим новый интернат. Это еще одна проблема: дети из богатых семей сейчас не идут в училище, потому что родители отговаривают их от этой нищенской профессии и ориентируют на банки, на финансы. Так что к нам приезжают дети из глубинки, которым необходим интернат. Глава государства дал распоряжение построить интернат и сдать его через два года. Прошло уже почти четыре. Кто-то благополучно похоронил этот вопрос.
- Вы же понимаете, что никогда не будет такой ситуации - театр есть, а танцоров нет…
- Конечно. Как только появится ощутимый дефицит, мы будем приглашать на наши сцены артистов из России и платить им за это хорошие деньги! На своих у нас всегда нет денег, а на приглашенных находятся. Вот только тогда труппы театров перестанут быть национальными. Причем произойти это может за десяток лет - ахнуть не успеете! Все болеют душой за балет, но никто не хочет что-то сделать. Все уходят от ответа, отписываются какими-то бумажками: “Ваше письмо получено, по нему что-то ведется”, а что ведется… Я еще не видел ни одного ответственного министра культуры, включая нынешнего, который бы попытался вникнуть в проблему тех же пенсий танцоров, - все слишком заняты ротацией кадров. И нет того, кто занимался бы культурой. А ведь необходимо готовить не только артистов, но и прослойку людей, способных воспринимать высокое искусство. Надо его терпеливо культивировать, как культивируют хороший тюльпан голландцы. А у нас все лопухи. Мы внешне процветаем, но еще лет сто при таком отношении не избавимся от имиджа страны с окончанием “стан”, от анекдотов, что якобы мы ездим на верблюдах, а если хотим друг друга обрадовать - дарим чапаны.
- В свое время вы с успехом проводили балетный фестиваль “Приз традиций”. Почему прекратили эту практику?
- По одной простой причине: чиновникам от культуры не понравилось, что какой-то Накипов делает это с таким успехом. Они попросту почувствовали конкуренцию, и началось скрытое противодействие, отказ в предоставлении залов… У нас проблемы не только с балетом, вся культура ходит в стороне от экономики и политики. В литературе ситуация не лучше. Что знает о нас мир как о пишущей нации? Ничего. У нас есть бренды: Абай, Ауэзов и Сулейменов. Все. Сейчас у нас появилось огромное количество интересных писателей, пишущих как на русском, так и на казахском языке. Их никто не издает, хотя надо не только печатать, но еще и переводить! Мы в переводе читаем всю Европу. Разве не интересно, о чем думал казахстанец, например, в девяностые, самые тяжелые годы, чем жила его душа? Что он отрицает, какой его личный трагический опыт жизни? Так и наше министерство должно думать о том, где наша культура, а не заниматься прокламациями. Тогда писатели будут символами страны, и к их голосу будут прислушиваться. Не только политики решают, быть войне или не быть.
- Вы особенно остро откликаетесь на проблему мира и войны, в Интернете уже гуляет ваше стихотворение, посвященное Обаме и Сирии…
- Потому что даже не процветание, а мир является наибольшей ценностью. Раньше не было понятия трудовой миграции в нашем регионе, потому что была торговля. И по этой же причине невозможны были военные конфликты - они мешали товарообмену. Сейчас нам, деятелям культуры, надо предпринимать усилия, чтобы гасить местные локальные споры. Мы должны разговаривать, тем более что все мы тюркские народы, мы словно забываем, что переживали одинаковые сложности - развал Союза, нехватку продуктов, недоработки правительств. И мы должны вместе противостоять внешним угрозам региона, сохранять мирное ядро. Потому что правящим династиям и элитам не до этого, они заняты своим эгоизмом, желанием чем-то быть, что-то значить. Им не до нас.

Ксения ЕВДОКИМЕНКО, фото Владимира Заикина, Алматы

26.09.2013

Поделиться
Класснуть