6836

Пошли дальше по “Шоссе”

В городе Талгаре Алматинской области идут съемки четырехсерийного телепроекта “Бауыржан Момышулы” -первого отечественного байопика на военную тему. 

В кресло режиссера сел Акан САТАЕВ (на снимке), не снимавший телефильмы со времен знаменитых “Братьев”. Поговаривали, что начальные четыре серии “Момыш­улы” - лишь превью большого игрового полнометражного фильма, однако сам Сатаев опроверг эти слухи. У сериала действительно будет продолжение, но в том же телеформате - создатели надеются на дальнейшую работу, и запланированное начало основано лишь на первой главе повести Александра БЕКА “Волоколамское шоссе”, так что задел для продолжения очень мощный. В части драматургической, конечно. В части материальной пока определенности нет.
Сыграть легендарного военачальника позвали Еркебулана ДАЙЫРОВА - говорят, он даже портретно похож на Момышулы да и вообще о такой роли всю жизнь мечтал (это уже сам актер признался).
Супругу полководца играет Асель САГАТОВА - на настоящую жену Момышулы она похожа едва ли больше, чем, например, на Даригу НАЗАРБАЕВУ, но тут в дело пошли соображения другого плана. Сериалу как воздух нужны популярные медийные лица, а Сагатова сейчас разве что тяжелые бульдозеры не рекламирует.
Для презентации сериала журналистов привезли на съемочную площадку, расположенную на территории талгарской средней школы №4. Здесь, надо сказать, происходит некоторый разрыв шаблона. С одной стороны, как отмечают кинематографисты, школа очень точно передает дух нужной эпохи (40-е годы прошлого века) даже без всяких там ухищрений со стороны художников, и это хорошо. С другой - это значит, что учебное заведение не реконструировалось несколько десятков лет и современные школьники получают знания примерно в тех же условиях, в которых учились их бабушки и дедушки.
Да и школьные туалеты до сих пор на улице. Welcome to innovation Kazakhstan!
Тут же была организована пресс-конференция с авторами фильма. Акан Сатаев уже давно не делает никаких резких и даже просто четко оформленных заявлений и в целом ведет себя как голливудский режиссер на службе мейджора: всегда предельно корректен, вежлив и приблизителен в ответах. И никаких, даже намеком, заочных дискуссий со своими идейными оппонентами (если они, конечно, вообще в природе существуют). Выглядит это примерно так.
- Акан, в мемуарах Эльдара РЯЗАНОВА есть эпизод, где он описывает свою работу над сценарием о Момышулы, и в этом сюжете Бауыржан расстреливает перед строем друга детства, потому что тот стал дезертиром. Хотя мог пощадить его. Знаете ли вы об этом случае и как относитесь к такому страшному моральному выбору?
- Да, знаю. Более того, этот эпизод войдет в наш фильм.
- Сейчас все больше проявляются ревизионистские настроения: дескать, и война та была не нашей, и 9 Мая не стоит отмечать. Вы на чьей стороне?
- Многие уже забывают Великую Отечественную. Даже не столько наше поколение, сколько наши дети. Хотя наша страна очень пострадала.
Так, плавно и округло, и протекала вся пресс-конференция, пока очередь давать ответы не дошла до Виктора АШАНИНА, исполнителя роли генерала ПАНФИЛОВА. Журналистка стандартно спросила актера, как он готовился к роли, на что Ашанин ответил:
- Как готовился... А вы вот как к пресс-конференции готовились?!
После некоторого замешательства и отсутствия внятных ответов с обеих сторон стало ясно, что по итогам взаимной пикировки следует признать боевую ничью.
Между тем сам факт создания сериала про Бауыржана Момыш­улы - индикатор того, что государство наконец озаботилось идеологической работой с населением. Да, до этого был, например, “Мустафа Шокай” или пропавший куда-то “Махамбет”, но они лишь обозначали, что у нации были свои герои, не акцентируя внимания на том, что они значат в контексте современности. А исторические фильмы, как писал гуру сценарного мастерства Роберт МАККИ, следует снимать только тогда, когда ты хочешь сказать что-то о дне сегодняшнем. В соседней России о нем говорят достаточно давно и профессионально - от “Мы из будущего” до “Легенды №17”. У нас же пока проблемы с идейным содержанием фильмов в силу того, что государство не артикулирует четко и однозначно свою позицию по многим историческим событиям. А не артикулирует потому, что все течет, все меняется, вчерашние враги стали друзьями, доносчики превратились в национальное достояние, и только джунгаров больше нет. Правда, сам Момышулы писал: “Мы научились смотреть в глаза фактам, говорить правду, вещи называть своими именами”. И, видимо, именно эти слова следовало бы сделать камертоном для всех историко-идеологических кино- и телепроектов.

Тулеген БАЙТУКЕНОВ, фото автора, Алматинская область

05.09.2013

Поделиться
Класснуть