2915

Арфа для тоя

4 сентября в камерном зале филармонии выступит студентка Московской консерватории Айдана КАРАШЕВА (на снимках). Событие небольшое вроде бы, вот только уж очень редкий инструмент будет солировать в этот вечер.

Айдана уверена, что место любимой арфы не в оркестре, где она помогает изображать морскую гладь или трепетную пластику лебедей. Девушка считает, что публику можно приучить к тому, что это вполне самостоятельный сольный инструмент.
Айдана росла в музыкальной семье, где звучали пианино, скрипка, домбра и где решили, что хоть один человек, пусть даже Айдана, может выбрать себе вполне обыч­ную специальность. Но когда казалось, что уже поздно учиться музыке, Айдана увидела по телевизору выступление арфистки и влюбилась в ангельское звучание инструмента окончательно и бесповоротно. И поступила в музыкальную спецшколу на дирижерско-хоровое отделение. И вот тут случился еще один знак судьбы - директор школы, приглядевшись к Айдане, ахнула: “Ты идеально подходишь для того, чтобы играть на арфе”, - словно прочитала заветное желание девушки. Так в спецшколе появился инструмент, купленный фактически для нее. Спустя несколько лет Айдана отправилась учиться в Москву:
- Я сдавала экзамен сразу в два музыкальных заведения, где обу­чают арфисток, надеялась, что хоть куда-то поступлю. Но оказалось, что могу выбирать и заниматься в любом из них. Сейчас я уже на третьем курсе консерватории, а в Алматы приезжаю на каникулы и каждый раз стараюсь дать концерт.
- Кто-то ходит слушать арфу?
- Конечно! Люди просто не привыкли к тому, что она может звучать и как сольный инструмент. В прошлом году мне пришлось дать два концерта, потому что, сколько мы ни ставили дополнительные стулья в камерном зале, он так и не смог вместить всех желающих.
- На тои вас не приглашают? Это же у нас главный заработок музыкантов…
- Были такие случаи - не столько на тои, сколько на открытия, презентации. Один раз меня даже специально выписали из Москвы…
- Вместе с арфой?
- К сожалению, пока это моя главная проблема - даже бэушный плохонький инструмент стоит не менее 15 тысяч долларов. За хорошим надо ехать в Чикаго, и обойдется он от 40 тысяч. Конечно, у меня таких денег нет. В Москве мы просто делим класс, в котором есть инструмент, и по очереди там занимаемся. Здесь музыканты всегда готовы помочь. Например, консерватория дает заниматься на арфе, филармония предоставляет зал для выступления.
- А чиновников просить о помощи не пробовали?
- Был один случай. Я попала на прием к человеку, который, как мне говорили, мог решить проблему. Подробно рассказала ему о себе, а он в ответ: “А какого ты рода?” Видимо, была не того, который бы обеспечил мне поддержку. Так что я скорее рассчитываю получить помощь у коллег, музыкантов, они не спрашивают, своя я или чужая.
- Как возят арфу из одного города в другой?
- На самолете - покупается дополнительный билет, и она летит в салоне. В багаж ведь не сдашь инструмент!
- Скрипач или пианист всегда может уйти в попсу, арфистка же разве что эротическое шоу может придумать…
- Какая интересная идея! Я по­думаю. А если серьезно, я пока стараюсь с максимальной пользой провести время учебы, а там будет видно. Меня уже ждут здесь, и в любой момент я могу получить работу в оркестре. Мне очень хочется изменить отношение к арфе, показать всю красоту и возможности этого инструмента.

Ксения ЕВДОКИМЕНКО, фото Владимира ЗАИКИНА, Алматы

28.08.2013

Поделиться
Класснуть

Свежее