2603

Магия чистого листа

Он сумел то, что долгое время в мире не удавалась сделать никому: в точности повторить знаменитые фигурки оригами чешуйчатого крылатого дракона, придуманного японцем Шуки КАТО, и муравья Нишиды ШАТНЕРА. Причем бумажные скульптурки алматинского умельца Александра ПАКА (на снимке) высоко оценили их авторы!

Он берет лист бумаги - и через несколько минут в его руках рождается фигурка журавлика.
- Это самая простая работа в мире оригами. Мне ее показал дедушка по линии мамы, когда мне было четыре года. Помню, я пришел в детский садик и сказал воспитательнице: “Смотрите, что я умею делать!” Два дня пытался научить ее складывать журавлика, но она так и не поняла, что да как, - смеется Александр. - В седьмом классе мне попалась книжка “Знай и умей”, в ней была универсальная схема, на основе которой можно было сделать несколько фигур: кувшин, зонтик, фужер. Схема складывалась в мелкую гармошку из большого листа, а потом ее можно было транс­формировать в разные фигурки. Мне тогда помогал отец собирать, но все равно это стало моей первой серьезной работой. Правда, позже забросил свое увлечение.
По специальности Александр - врач: 12 лет проработал в клинике оперирующим урологом. Но в 90-е годы эта профессия не могла прокормить семью, и он ушел в коммерцию. Несколько лет назад в Интернете Саша наткнулся на любопытные работы по оригами и снова увлекся этим искусством. К слову, кроме оригами в его жизни есть еще две страсти: авиамоделизм и аквариумное рыбоводство.
- Мне с детства нравилось что-нибудь мастерить своими руками, -
продолжает мастер наш разговор. - Оригами - это синтез творчества и науки. Ни в одном другом искусстве нет такого сочетания прекрасного со строгостью геометрических форм! Это искусство развивает логическое и пространственное мышление, восприятие, моторные навыки. Плюс вырабатывается координация движений, терпение, память: ведь нужно запомнить алгоритм складывания. Оригами занимается огромное количество людей, но тех, кто делает это на высшем уровне, - единицы. Бумага кажется податливым материалом, но требует особого отношения. Чтобы создать модель в идеальном виде, приходится делать много черновиков. Ты должен знать, где какие изгибы, при этом нельзя мусолить бумагу, иначе она превращается в промокашку.
По словам Пака, среди мастеров ценится безупречность складывания фигурки.
- Зооноида - чешуйчатого крылатого дракона - я ваял целый месяц, - рассказывает Александр. -
Порой мне хотелось все скомкать и бросить это занятие. Но я не привык отступать! В итоге мое упрямство и терпение были вознаграждены. Когда я поместил фото своего красного дракончика в Интернете, автор зооноида Шуки Като первым прислал мне письмо со словами удивления и восхищения! Он похвалил мою складку и отметил, что моя работа оказалась даже лучше и крупнее оригинала. Я сделал зооноида из листа размером метр пятнадцать на метр пятнадцать.
Сегодня в коллекции Александра - порядка 60 скульптурок, которые в мире оригами считаются высшим пилотажем, плюс собственные авторские работы.
- У меня есть маски, выполненные в технике мокрого складывания. Эту методику придумал знаменитый мастер оригами Эрик ЖУАЗЕЛЬ. Вообще, в оригами много секретов и тонкостей, -
откровенничает Пак, - и мастера всегда с удовольствием делятся своими наработками. Хотя порой оставляют место и для интриги. Вот автор муравья Нишида Шатнер предложил для сборки только паттерн (схему), при этом работа содержит в себе несколько хитрос­тей, о которых он решил умолчать в надежде на то, что кто-нибудь повторит. Я повторил!

Среди работ алматинского бумажного мастера можно встретить и фигурки, сделанные из долларовых и тенговых купюр. Манигами отличаются тем, что все работы очень миниатюрны.
- Долларовая банкнота достаточно плотная, и собирать фигуры из такой бумаги очень непросто. Иногда в работе приходится использовать тиски и плоскогубцы, - делится секретами искусства Пак. -
В основном я использую мелкие иностранные купюры, например один доллар. Но есть у меня фигурки, сделанные из 5- и 10-тысячных банкнот тенге.
Пока, увы, оригами у нас не востребовано, и мастера больше вкладывают, чем получают. Поэтому Александр мечтает организовать выставку своих творений, чтобы об этом искусстве узнало как можно больше людей.

Надежда ПЛЯСКИНА, фото Сергея ХОДАНОВА и из личного архива Александра ПАКА, Алматы

24.07.2013

Поделиться
Класснуть