Кони в шоколаде
- Ну давайте для начала съедим по коню за знакомство!
Реплика из фильма
В Центральном музее РК - усеченная версия столпотворения в Вавилоне: слышна казахская, английская, русская, армянская речь. Режиссер Гор КИРАКОСЯН кричит: “Cut!”, потом что-то произносит по-армянски, коллеги-армяне смеются, а казахи по привычке косят глазами на коней. Кони шахматные, шоколадные, и как могут, играют в новом армяно-американском фильме “Ход конем”.
По сюжету в Казахстане проходит шахматный турнир, в течение которого злоумышленники собираются похитить “Глаз Тамерлана” - рубин редкой чистоты и красоты. Виртуозный вор подменяет рубин и для отвода глаз прячет камень внутри шоколадного коня. А гроссмейстер Тигран, вне себя от знакомства с казахской девушкой Айгерим, проглатывает фигурку вместе с содержимым (после этого армянский гость вполне мог стать Данилой-мастером, у которого все никак не выходил камень). Девушка с шахматистом летят в Армению, преступники - за ними, и понеслось...
Сам режиссер считает проект армяно-американо-казахстанским. Он армянин, живет в США, а за “казахстанское содержание” отвечают возлюбленная главного героя и планы продюсеров - они собираются прокатывать фильм и в нашей стране. То есть опять это брак по расчету, а не по любви - если бы Кыргызстан был богаче, Узбекистан - открытее, а Россия - доступнее, то красавица могла носить имя Гульбара, Дильноза или Алена.
Но красавицу зовут Айгерим, и играть ее выпало заслуженной инженю Республики Казахстан Асель САГАТОВОЙ.
Говорят, поначалу на роль утвердили другую актрису, но ледокол ее требовательности намного опередил шлюпку красоты - девушка заявила, что не будет целоваться в кадре, зато будет за кадром, и с мужем, который должен присутствовать на съемочной площадке. Отдавая должное восточным традициям и прочности семейных уз, армяне решили-таки взять другую актрису. И однозначно не прогадали - если бы я был футбольным комментатором, то написал бы, что Асель Сагатова на пике формы. Ну то есть форм.
- А правду говорят, что однажды на встрече с женским активом страны президент НАЗАРБАЕВ взял тебя за локоть и нежно спросил: “Когда играть научимся?” - спрашиваю Асель во время обеденного перерыва.
Асель недоуменно смотрит на меня, и на секунду мне кажется, что на этом секция вопросов-ответов завершится, всем спасибо.
- Да?! А кто сочинил эту байку? Кстати, похожие истории я слышала о других актерах. И теперь у меня складывается мнение, что все эти байки просто надуманны. Разумеется, такого не было.
- В этом фильме тебе снова предстоит играть роль возлюбленной иностранца - в “Иронии любви” был россиянин, теперь армянин... Ты это назло Бекболату ТЛЕУХАНУ делаешь (после релиза ромкома Тлеухан заявил, что фильм порочит честь и достоинство народа, так как казахская девушка осталась не с казахом, а с россиянином. - Т. Б.)?
- Сейчас, по прошествии времени, мне смешно, когда я вспоминаю выступления Тлеухана по поводу “Иронии любви”. Смешно и одновременно обидно. Не за себя, а за страну. Обидно, что у нас есть такие люди, которые, будучи действующими депутатами, могут обсуждать в стенах парламента подобные вещи.
К счастью, ни аппетит, ни настроение Асель наши разговоры не испортили, и она отправилась играть дальше. Снимали как раз сцену знакомства с Тиграном, где он проглатывает шоколадного коня.
Асель улыбается, Тигран поглощает коричневые фигурки, а Санжар МАДИЕВ в роли злоумышленника-официанта картинно падает на пол, внезапно поскользнувшись (Санжар работал без дублера, “прямо как Джейсон СТЭТХЕМ”, сказал Киракосян). Мадиева ради роли заставили подстричься -какие-то 5 сантиметров минус, и актер из мачо с сальными глазами превратился в мальчика с пионерской зорькой во взгляде.
Если актеров нашли в Казахстане, то коней везли из самой Армении - собирались заказать партию здесь, но наши кондитеры почему-то не смогли вовремя выполнить заказ.
Как МАЛКОВИЧ и КЬЮСАК, бывавшие у нас, Киракосян посетовал, что находить деньги в США на съемки кино все сложнее, и зачастую фильмы, выходящие у нас в прокат, в Америке выходят только на DVD. Впрочем, у самого Киракосяна планов очень много, и в скором времени он собирается снимать в Голливуде фильм с американскими актерами.
- А как в Армении с кино? - спрашиваю Гора.
- Снимают по 3-5 фильмов в год, но аудитория небольшая и кинотеатров мало. Но вообще я не очень хорошо знаю ситуацию, я ведь в США живу.
Тулеген БАЙТУКЕНОВ, фото Дины САБИРОВОЙ, Алматы
11.07.2013