Хохлома - да и только!
“Как-то дала объявление в газету: “Куплю беличьи хвосты” - никакой реакции. Я не унимаюсь: “Куплю беличьи хвосты. Дорого” - снова никто не звонит. Жалуюсь знакомой. Та покатилась со смеху: “А я-то думаю: какой дурак народ смешит!”. Знала бы она, какие чудные кисти получаются из беличьей шерсти!” - улыбается Елена ГО-СУН-ЧИН (на снимке).
Что делает взмах этой кисти, можно увидеть на первой персональной выставке Елены в родном городе - в литературно-мемориальном музее имени Ф. М. Достоевского. 106 уникальных работ с богатой росписью в сложнейшей технике русской народной росписи хохлома: самовары, вазы, шкатулки, копилки, всевозможная деревянная посуда и даже винные бутылки. Елена долго ждала этого дня. Ей на два года пришлось отказаться от своего заработка.
- Встал выбор: деньги или творчество, - говорит она. - И я перестала брать заказы. Работала только на выставку. Иначе было не успеть! Свет в моей мастерской горел всю ночь. Ложилась спать в пять часов утра. А в семь уже надо было вставать. Забросила дом, огород, внуков... На мое счастье -
у меня золотой муж. Ни слова упрека. Полное понимание. Говорит: “Делай то, что чувствуешь. А я чем могу - помогу”. У моего мужа Юры есть китайская кровь, так что благодаря ему у меня такая экзотическая фамилия!
Елена Го-Сун-Чин показывает на своей выставке самые любимые работы. Вот роскошный набор для окрошки аж из 24 предметов!
- Мы всей семьей любим окрошку. Очень хотелось создать такой набор, который еще никто не видел. Целых пять лет я только собирала для него посуду. Супница, большая чаша с поварешкой, чашки поменьше с ложками, разделочная доска и графинчик со стопочками - для кваска или чего покрепче.
Каких только наборов нет у Елены! Для сока, чая, вина, специй, соусов, мороженого. А с недавних пор она заинтересовалась росписью кумысных наборов.
- Русской народной росписью увлеклась лет 30 назад, а вот казахский орнамент начала осваивать только в прошлом году, - рассказывает мастерица. - И так затянуло! Оказывается, орнамент каждого региона Казахстана имеет свою особенность. В Восточном Казахстане узор грубый, крупный. А в Южном - изящный, нежный. А у меня в традиционном казахском орнаменте иногда цветочки появляются. Видите, как на этой масленке. Правда, как джайляу? А мне кричат: у казахов так не бывает! Но я же не реконструкцией занимаюсь. Кто сказал, что нельзя творить на основе исконного народного промысла, давая ему вторую жизнь?
Так же смело Елена экспериментирует и с русской хохломой. С привычной красной рябинкой с золотом и чернотой у семейской мастерицы соседствует буйство сочных красок, россыпи смородины, земляники, вишни, гирлянды из маков, ромашек, ландышей и сосновых шишек.
Елена Го-Сун-Чин давно заметила, что любимый цвет высокопоставленных чиновников -
красный. На большой выставке в Павлодаре у ее столика столпились акимы всех уровней. Засмотрелись на домашнюю утварь с алеющими маками. Сколько художница тогда наслушалась комплиментов!
- Красивые слова все мастера говорить. А когда очередь доходит до дела, куда все деваются? -
грустно улыбается Елена.
Тогда в Павлодаре выбрали лучших мастеров для участия в столичной выставке. В их число вошла и семейчанка. Но ее сборы в Астану прервал звонок из акимата: “Дорога, проживание, питание - за свой счет”. Поехала бы и за свой счет, не привыкать. Но подготовка к первой персональной выставке съела все сбережения семьи мастерицы и загнала в долги.
Когда же власти будут готовы финансировать народные промыслы, которые способны прославить регион далеко за пределами Казахстана? На первом областном форуме ремесленников в Семее чиновники заявили: этот момент настал! Вот только осталось определить наиболее перспективные народные ремесла...
Но Елену Го-Сун-Чин - дипломанта международных, республиканских и областных выставок, чьи работы успели разойтись по всему миру, - даже не пригласили на форум. Остается гадать: почему? Может, кто-то заведомо решил, что хохлома не достойна финансирования из бюджета? Или знаменитую мастерицу просто забыли включить в список приглашенных?
Если бы Елена попала на форум, она бы рассказала, какие проблемы ей порой кажутся неразрешимыми. Во-первых, нечего расписывать!
- Я несколько лет не могла найти мастера, который бы согласился сделать обыкновенный сундук, -
сетует художница. - Сейчас такие времена, что плотники поставили на поток изготовление окон и дверей. Шаг вправо, шаг влево сделать не хотят. Если бы не мои друзья, у меня на выставке были бы только самовары, разделочные доски и бутылки.
Супруги Эрика и Виктор ШЕФЕР из Германии прислали ей пять посылок по 20 килограммов с деревянной посудой! Красивейшие лебеди-ковши, расписанные Еленой золотом по красному и черному, из их посылки. Немало утвари из дерева для ее выставки сделал токарь из Владивостока Николай ГОРЕНКО - муж ее подруги Лидии.
А какая проблема для Елены, что в Семее нет тех самых беличьих кистей, без которых ее работа невозможна! Это уже не говоря о диких ценах на краски... Чиновники и их окружение, которые привыкли, что мастерица расписывает им самовары задаром, так и не сочли нужным подарить ей хотя бы один тюбик краски.
Да, у меня может пухнуть голова от проблем. Но я никогда не сяду за работу с плохим настроением, - признается Елена.
Может, это и есть главный секрет, почему при взгляде на ее работы лица людей озаряет улыбка и становится так легко, как будто за спиной выросли крылья.
Милана Гузеева, фото автора, Семей
06.07.2013