3579

Эзопа всем нам!

По всем формальным признакам главными театральными постановками у нас остаются заседания мажилиса - режиссура, конечно, однообразная, но слаженность труппы и при этом парадоксально широкая амплитуда актерского исполнения в рамках заданной роли иногда просто завораживают. А вот собственно профессиональный театр хромает на обе ноги, и надо что-то с этим делать. Во всяком случае, так считает Жанибек ТАХАНОВ (на снимке) - в прошлом актер театра, педагог, а ныне начинающий режиссер.

- Насколько я могу судить, института театральной режиссуры в Казахстане нет, - говорит Жанибек. - Я работал на периферии, и там та же проблема. Есть хорошие актеры, но даже при их способностях поставить живой спектакль без сколько-нибудь серьезной режиссуры невозможно. Я, в общем, и начал переходить на сторону режиссуры, поскольку в качестве актера напоминаю грызуна, который пытается вырваться наружу из стеклянной банки, и у него ничего не получается. Как бы я ни ухищрялся, какую бы глубину сам себе ни напридумывал, на общую картину спектакля это влияет постольку-поскольку. И потом надоело говорить, критиковать, что у нас нет театра, про который бы слышали за рубежом.
- С чем все это связано?
- Во всех академических театрах у руля сидят люди либо непрофессиональные (в провинции - точно), либо давно не ставившие чего-то интересного. Мне кажется, что нашим театрам, в том числе ведущим алматинским, невыгодно, например, приглашать режиссеров из-за рубежа. Просто потому, что гость сделает постановку, и зритель сразу задастся вопросом, что делал до него местный худрук. Наш народ ходит на плохие постановки и думает: “Наверное, это так надо? Видимо, я что-то не понимаю и нужна серьезная работа над собой”. А проблема не в аудитории. Проблема в спектакле, не имеющем художественной ценности и не вызывающем в зрителе отклика.
- Придется повторить предыдущий вопрос: а это с чем связано?
- Я думаю, с тем, что те самые “рулящие” люди набрали определенный политический вес, обладают влиянием. Представь себе гипотетическую ситуацию: молодой и рьяный режиссер пришел в театр и попросил сделать постановку. Скорее всего, ответом будет уклончивое “нет”.
- А тебе не кажется, что такой человек не придет просто потому, что в стране нет соответствующей традиции, не сложился культурный феномен под названием “молодые и рьяные театральные режиссеры”?
- Согласен. В свое время выпускники мастерской Сергея СОЛОВЬЕВА сделали “новую волну” в казахстанском кино. Но театральных режиссеров не набирают для того, чтобы обучать их за рубежом. Системы нет. В свое время Гульжихан ГАЛИЕВА подняла казахский цирк, привозя специалистов из Москвы и Киева. Она обеспечивала их жильем, и они оставались здесь навсегда. Это был поступок. Человек реально хотел, чтобы о нашем цирке заговорили. А в театре такого нет. Такое ощущение, что он никому вообще не нужен.
- Но наши спектакли иногда получают какие-то призы на международных фестивалях.
- В качестве экзотики. Там говорят: “О, Казахстан? А где это? А что, у вас и театр есть? Ну давайте посмотрим! О, давайте поддержим вас! И африканские племена тоже. Самобытные же”. Это только этническое начало. Говорить о какой-то конкурентоспособности казахстанского театра на международной арене - ну это просто смешно.
- Твои действия?
- Мои родители продали недвижимость, заняли денег и построили в жилом массиве помещение под театральные постановки. Оно полностью оборудовано. Во-первых, я хочу набрать свою труппу и делать там спектакли. На постоянной основе, с репертуаром. Во-вторых, я буду предоставлять эту площадку для молодых интересных авторов. Хочется делать на площадке театральные фестивали. Если появится по-настоящему актуальный и живой спектакль, неважно, в каком жанре, с “истиной страстей и правдоподобием чувств”, то мои амбиции будут удовлетворены. Но этого не произойдет, пока не будет качественного рывка в театральной режиссуре. Кстати, странно, что у нас при небольшом количестве театральных коллективов они друг друга не знают либо знают шапочно. Я хочу, чтобы в театре было поле для их общения.
- Отбирать постановки сам будешь?
- Цензура будет, скажем так, либеральная. Я, конечно, не хотел бы, чтобы на моей площадке шли безыдейная порнография или огульное поношение власти, плакатные выкрики без художественной начинки. В целом о политическом укладе, экономической ситуации и о том, как сильные угнетают слабых, в контексте театра можно говорить только аллегорически. Есть особый высоколобый театральный язык. Если молодые режиссеры способны на нем выражать свои мысли, то - “зеленый свет”.
- Задам пошлый, но необходимый вопрос: а зачем нам сейчас театр? И без него неплохо. Или и без него плохо - не суть.
- По силе воздействия на аудиторию с театром конкурировать мало что способно. Даже в кино есть посредники: камера, экран. В театре - прямой контакт. От сердца к сердцу, глаза в глаза. Если человеку, хотя бы раз пришедшему в театр, показать достойный спектакль, эффект будет. А проблем в нашем обществе, которые стоило бы поднять в театре, - море. Просто народ у нас почему-то все понимает, но молчит.
- Ты недавно из Москвы. Был в театре?
- Да, посмотрел три постановки. В Театре Фоменко меня приятно удивил пластический рисунок спектакля. Много хороших режиссерских находок. К постановке в Театре Станиславского у меня есть вопросы, хотя в целом уровень неплохой. А третья, в Театре вахтангова, меня разочаровала. В целом сделал вывод, что недостижимость московской театральной режиссуры - миф. Если у нас будут крепкие режиссеры, мы смело сможем конкурировать с москвичами. Но нужно давать дорогу молодым. У нас какая-то этническая особенность: после 40 мы “заплываем” и начинаем чувствовать себя мэтрами. Театральные фестивали в Казахстане содержательно всегда одни и те же: все хвалят друг друга. А когда какому-либо театральному коллективу удается выехать за рубеж... Я видел российскую критику нашего спектакля. Разбили наголову, но разбили точечно, по пунктам. Так что сами актеры кайфовали от нее и говорили: “Как здорово, что мы приехали сюда и все это услышали!”. У нас театральной критики в принципе нет и не будет, пока не появятся стоящие спектакли.

Тулеген БАЙТУКЕНОВ, фото автора, Алматы

30.05.2013

Поделиться
Класснуть