Здорово, корова!
Вероника НАСАЛЬСКАЯ, актриса и идеолог экспериментального театра “АРТиШОК”, сыграла в очередном спектакле… корову. Она уверена, что мир стал бы лучше, если бы в людях было больше от этого животного. По крайней мере, от той коровы, о которой написал свой рассказ Андрей Платонов.
Именно он лег в основу спектакля, несмотря на то, что произведения этого автора очень тяжело перенести на сцену.
- Он и в кино плохо переносится, - говорит Галина ПЬЯНОВА, исполняющая роль мальчика. - Платонов слишком документальный автор, и его хорошо именно читать. Но мы очень давно хотели поработать с этим материалом, тем более что рассказ про корову - это потрясающая история любви, очень честная.
“Корова” Платонова - это небольшой рассказ в виде сочинения мальчика про любимое существо. Он маленький, она большая, теплая, добрая. Такая добрая, что отдала все: свое молоко, потом теленка, который заболел, и его пришлось забить, а когда попала под поезд, то отдала и мясо, и кости, и шкуру… За нехитрой историей стоит вся вселенная мальчика и целая эпоха труда. В его жизни немного любви, потому что отец попивает, мать все время хлопочет по дому, а времена на дворе не простые. Мальчик находит утешение у теплого бока коровы, к которому можно привалиться в темноте хлева, поговорить с ней, опьянеть от запаха сена, в то время как снаружи гремит эпоха социалистического труда с пятилетками, лозунгами и теми, кто бодро шагает со временем в ногу.
Артишоковцы отыграли спектакль со свойственным им куражом, чем вызвали у зрителей взрыв положительных эмоций.
- Про что этот спектакль? - размышляет Галина Пьянова. - Про любовь и про предательство, про отношения родителей со своим ребенком. Про труд, который был не способом выживания, а идеей, объединившей страну. Мы живем сейчас по-другому и иначе относимся к труду. Вспомните про дворянское воспитание, исключающее праздность. Романовы, будучи сосланными, уже через полгода имели овощи с собственного огорода. Современное поколение совсем другое, и наверное, мало кто из нас смог бы пережить такие испытания, которые достались предшествующим поколениям. Нас Платонов заманил в другую эпоху... Я, как и все, чувствую себя коровой. Наверное, каждый из нас иногда думает: “Я отдал все”. Но мне нравится ключевая фраза в этом рассказе: “Она была ДОБРАЯ”.
Режиссер-постановщик спектакля Анна ЗИНОВЬЕВА родилась и выросла в Алматы, но сейчас живет в России. На сцене “АРТиШОКА” она уже ставила чеховское “Предложение”. Говорит, что рассказ Платонова прост как стакан молока, но каждый раз, перечитывая его, Анна плакала, чувствуя почти физическую боль от этой простоты и искренности. Режиссер постаралась, чтобы и у зрителей не оставались сухими глаза, потому что речь идет и о потере близкого существа.
- Моя бабушка - “корова”, моя мама тоже, - говорит Анна. - Это все про поколение, выросшее при Советском Союзе. Может быть, люди были не настолько широко образованными, как нынешние, зато они были настоящие, надежные, теплые. Сейчас таких мало.
Вероника Насальская призналась, что в сознательном возрасте животных не играла. Но оказалось, что коровы в драматургии не редкость. Вот только они зачастую метафоричны: от животного остается только бутафорский хвост и мычание. Вероника же и стоит, и двигается, как корова, и даже взгляд умудряется сделать не вполне осмысленным. В то же время нет никакого очеловечивания или обожествления животного.
- Чудо этого рассказа в том, что мальчик любит не человека, а существо, которое обладает другим разумом. Она может только давать молоко, любить, а потом не жить. Не зря у многих народов корова - это священное животное, она всех, как собственных детей, поит своим молоком.
- Вы тоже чувствуете себя коровой?
- Не так часто, как хотелось бы. Если бы это было чаще, это говорило бы о том, что я очень добрый и любящий человек... Вообще, если бы мы все чаще жили вот так безвозмездно и на отдачу, мы бы, наверное, были ближе к Богу.
Ксения ЕВДОКИМЕНКО, фото Романа ЕГОРОВА, Алматы