В смычке со смычком
Отыграв первого мая концерт в Алматы, Марат БИСЕНГАЛИЕВ с музыкантами из своего оркестра уезжает в Бразилию. У странного скрипача снова большие планы, и снова они связаны с Казахстаном, хотя на родине всегда нужно быть начеку, чтобы бизнес не отобрали.
- Марат, казалось, что количество скандалов, связанных с вашим прежним оркестром в Уральске, навсегда отобьет охоту что-то делать на родине. Почему вы взялись за старое?
- А я не могу понять, почему в Индии мой симфонический оркестр успешно существует уже восемь лет и там нет таких сложностей, которые возникают здесь. Я попытаюсь обойти проблемы системы, проблемы реальности: на этот раз мой оркестр юридически является ТОО, в котором мне принадлежит 51 процент уставного капитала. Его уже никто не сможет отнять, например - переименовать и вывести меня из его состава, как в Уральске.
- Зачем вам собственный оркестр? Реализуете таким образом свои амбиции?
- Кроме того, что я хорошо могу продемонстрировать что-то на скрипке, у меня много идей, которые лучше реализовывать со своим оркестром, да и записываться удобнее с собственным коллективом. Я играл и с Лондонским симфоническим, и с Польским народным, и с оркестром ВВС, но это всегда ограниченное время репетиций и записи. А для меня процесс создания музыки - это плотная работа с оркестром. Именно поэтому я и встаю за дирижерский пульт при подготовке программы. И только когда все готово - приглашаю дирижера, которому доверяю, который не испортит сделанное.
- Что больше всего мешает работать в Казахстане?
- Здесь есть все предпосылки для того, чтобы делать успешные проекты, - у нас очень сильные традиции в классической музыке. У нас хорошая школа и исполнители мирового уровня. Наших классических музыкантов приглашают на запись лучшие студии мира. Для сравнения: наши поп-музыканты только мечтают выйти на международную орбиту, только говорят об этом. Другое дело, что в том же Мумбаи есть группа бизнесменов, которые болеют оркестром. Это круг друзей порядка 400 человек, в Алматы наш оркестр поддерживают пока всего несколько человек. Возможно, дело в том, что у Индии бизнес представлен известными династиями, у нас же в основном - бизнесмены в первом поколении.
- Оркестр по устройству очень напоминает маленькое государство. Вы, как руководитель, сторонник авторитарной власти?
- Вообще-то я демократ, но по своей натуре... монархист. И уверен, что самая лучшая и самая простая форма власти - это образованная интеллектуальная монархия. Демократия склонна к забалтыванию каких-то вещей. Наверное, любой человек, придя к власти, хочет, чтобы его не боялись, а уважали. Очень быстро можно чего-то добиться в приказном порядке, но результат будет неудовлетворительный. Могу судить по оркестру - если у человека нет свободы, он в самом прямом смысле перестает звучать. Поэтому я хочу, чтобы мои музыканты относились к своему делу как к любимому хобби, а не как к способу отработать зарплату.
- Если бы музыка не приносила вам доход, вы бы занимались ею?
- Такой вопрос ставит меня в тупик... Глава огромного производства до сих пор мне говорит: “Если завяжешь с музыкой - возьму тебя менеджером, у тебя к этому талант”. То, что я сейчас делаю, управляя оркестром, - это действительно менеджмент. Что касается призвания, я часто вижу музыкантов, которые начинают с любви к музыке, потом вынуждены хвататься за любую халтуру и в итоге понимают, что возненавидели некогда любимое дело. Поэтому своим музыкантам я запрещаю играть где-то еще. Только в том случае, если это проект, который обеспечивает творческий рост. А свадьба или кабак не подходят целям оркестра, да и я просто не хочу видеть на репетиции заспанные лица.
- Вы помогаете состояться молодым музыкантам из вашей семьи - дочке, племяннику, другим?
- Могу сказать про себя, что путь был очень тернистым и мне никто особо не помогал. И я не сторонник того, чтобы толкать детей в спину, иначе они привыкают к этому и будут постоянно ждать родительских “инъекций”. У наших детей должно проснуться чувство голода, они должны сами чего-то добиваться. Даже старшей дочке Арухан я стараюсь не помогать.
- Создавая оркестр в Алматы, вы привязаны к Казахстану, а семья живет на юге Франции. В этой оторванности нет конфликта?
- Я постоянно думаю на эту тему. Было время, когда я очень много играл в Европе и Англии, но сейчас классическая музыка плавно переходит на Восток. Все больше концертов и интересных проектов проходит в Китае, Японии, Индии. С этой стороны все логично. Что касается семьи, то моя супруга вряд ли согласится переехать сюда. Она слишком европейский человек, хотя детям нравится в Казахстане. Впрочем, есть такие взаимоотношения, когда хорошо побыть вместе, а потом быть врозь. Наверное, в этом нет ничего плохого.
- Что вы еще умеете делать руками, кроме как играть на скрипке?
- Ничего. В Мумбаи у меня очень хороший батлер - слуга, здесь, к сожалению, такого нет, хотя, может быть, стоило бы привезти, ввести такой тренд. Потому что это целое искусство - индийский батлер способен, по-моему, читать мысли. Только я о чем-то по-думаю, он уже это принес. Никакая жена не сравнится. Вообще в Индии я себя чувствую очень комфортно во всех отношениях. Там нет агрессии даже в броуновском движении на дорогах.
- Если бы вам дали волю, какой бы закон вы изменили?
- Я бы пересмотрел отношение к смертной казни. По крайней мере, за те преступления, которые, на мой взгляд, непростительны. Например, за педофилию или терроризм. Тот же Брейвик, который перестрелял кучу народа и теперь откровенно смеется над правосудием. Он будет прекрасно жить в цивилизованной комфортной тюрьме, еще напишет мемуары, которые сделают его миллионером, и выйдет на свободу вполне довольный собой.
- Что могут алматинцы ждать от вашего оркестра?
- Уральский оркестр упрекали в том, что мы мало играли на родине. Хотя при рождении коллектива ставилась задача, чтобы он стал визитной карточкой страны. В Алматы у нас нет обязанности давать определенное количество концертов. Я думаю, что это будет 3-4 выступления в год, но каждый раз какой-то яркий, оригинальный проект. Например, первая программа классическая, а на вторую, возможно, мы пригласим Андреа Бочелли, эдакая классика-попса.
Ксения ЕВДОКИМЕНКО, Алматы, тел. 259-71-99, e-mail: evdokimenko@time.kz, фото Романа ЕГОРОВА