2550

KFW - приговор моде

Завершилась Казахстанская неделя моды (KFW), и после показов мы решили поговорить с теми дизайнерами одежды, которые проигнорировали участие в модных дефиле. Почему не все дизайнеры стремятся показать свои коллекции на единственном профессиональном смотре страны? Почему с каждым сезоном становится все яснее, что Казахстан вряд ли когда войдет в число стран - законодательниц моды? И, наконец, почему все более утопическими становятся разговоры об отечественном масс-маркете, то есть производстве одежды?

Не надо иллюзий

Балнур АСАНОВА давно не демонстрировала свои коллекции на KFW. Она уверена, что ее прекрасно знают и так, что гораздо больший резонанс дают сотрудничество с артистами, репутация и собственные показы. К разговорам о том, что “вот уж удивим мы весь мир восточными фишками…”, относится скептически:
- На самом деле экспансия восточного дизайна в европейской одежде началась давно и без нашего активного участия. Войлочные пальто крайне простого кроя популярны с девяностых годов прошлого века, еще раньше мы подарили миру рубашечный крой. Но что сейчас об этом говорить?

- А какой самый болезненный момент для наших дизайнеров?
- Рабочая сила, профессионалы, которые реализуют наши идеи. Я, например, не представляю, что произойдет, если разбегутся наши швеи. У нас просто встанет производство - не сможем заново набрать коллектив. Никто не идет на такую кропотливую работу. Вообще в Казахстане почему-то принципиально никто не хочет работать руками. В Китае люди готовы корпеть сутками над самой тяжелой работой, а у нас, чем зарабатывать немного или некомфортно, народ предпочитает ничего не делать. Это уже проблема менталитета. Обратите внимание, что швеями работают в основном матери-одиночки, которым просто некуда деваться. Это серьезная проблема, потому что одно дело - придумать костюм, и совсем другое - сконструировать его и сшить.

- В ваш огород тоже можно кинуть камень. Отечественная одежда не по карману рядовому потребителю…
- Иначе и быть не может. Мы всё для производства одежды привозим из других стран: ткань, фурнитуру, тесемки, кнопки… У нас больше не производится даже наша знаменитая ткань из верблюжьей шерсти. Наша фирма успела скупить все, что осталось со времен СССР, и сейчас мы очень экономно расходуем этот “стратегический запас”. Ну и, конечно, производство одежды, как и любое другое, безумно трудно удерживать на плаву, ведь палки в колеса вставляют все кому не лень. Кроме того, лично для меня очень болезненный фактор - публичность профессии. Хорошо съездить за границу, получить там свою порцию “бьютифул”, приехать сюда окрыленным и дать несколько интервью. А на родине после удачного показа любой может поучить тебя жизни, сказать гадость в спину: мол, имей я баблосы, сделал бы коллекцию и получше. Да, за моими коллекциями стоит мама как талантливый менеджер. Если бы этого не было, я бы не задержалась в дизайнерах одежды.

Себя показать

Арсен ФАМО произвел фурор на KFW в прошлом году. Его готическая эпатажная коллекция никого не оставила равнодушным. Сейчас Арсен не шьет - продает одежду иностранных брендов.
- У меня все получилось само собой: я работал в Таиланде, в том числе и ассистентом одного нью-йоркского дизайнера, - рассказывает молодой человек. - Возвратиться на родину хотелось как-то ярко и нестандартно. Вот я и реализовал давнюю мечту: сделал собственную коллекцию одежды. О коммерческом успехе не думал, хотелось просто заявить о себе. Попасть на Казахстанскую неделю моды оказалось несложно.

- Шили всё в Таиланде?
- Да, это оказалось дешевле и проще, чем в Казахстане. Здесь почему-то всё делается очень долго и дорого. И очень трудно найти портных. Сколько раз я договаривался о встрече с людьми, которые называют себя профессионалами, но, услышав о том, что хочу шить мужскую одежду, тем более пиджаки, они сразу отказывались от работы. Что же это за портные? А мне хочется делать именно мужскую одежду, потому что наши мужчины одеваются уж слишком скучно. Да и рынок мало чего может им предложить.

- Есть такое понятие, как казахстанская мода?
- Нет. Обычно люди доверяют вкусу дизайнера, а у нас создатели одежды подстраиваются под запросы потребителей и стараются делать то, что хотят носить люди.

Ничего личного - только бизнес

Сергей ШАБУНИН харизматичный и талантливый. И настолько же прямолинейный. Возможно, еще и потому, что его последнюю коллекцию уже ждут парижские байеры, то есть закупщики. И разговор не о том, купят или нет, суть переговоров - объем заказа.
- Я не изображаю из себя творца, который бесконечно рассказывает о своих будущих показах, - говорит он. - Я предпочитаю делать дело. Успех измеряется не пройденными поди­умами, а тиражами коллекций. Я много лет участвовал в KFW и для себя решил, что экономически более целесообразно делать индивидуальные показы, а не участвовать в общем смотре. Кроме того, я давно не занимаюсь чистым творчеством и не готов впустую тратить свои силы и деньги. Мода - это бизнес.

- Все дизайнеры стонут, что в Казахстане очень трудно отшивать коллекции…
- А я здесь и не шью. Обычно партию делаю в Киргизии, где в последнее время работает много небольших ателье с хорошим соотношением цены и качества пошива. Если же покупателям требуется бирка “Сделано во Франции”, то сотрудничаю с небольшими производствами в Лионе.

- А как же продвижение фэшн­индустрии на родине?
- Что касается отечественного фэшн… Вы разве не замечали, что у нас нет икон стиля, нет звезд, на которых бы все равнялись в вопросах вкуса, стиля, умения одеваться?

Ксения ЕВДОКИМЕНКО, фото Владимира ЗАИКИНА, Романа ЕГОРОВА и Тимура БАТЫРШИНА, Алматы

Поделиться
Класснуть