Хохма для богатых?
Музей искусств им. Кастеева давно не видел такого аншлага. Бомонд и арт-тусовка пришли посмотреть на японскую художницу Саори КАНДА и ее перформанс - художница впадает в транс и, повинуясь звукам музыки, рисует свои неповторимые полотна.
Впрочем, художественные достоинства, как известно, - вещь спорная, Саори стоило поаплодировать хотя бы за то, что она сумела вызвать у нашей публики живой интерес к живописи. Самый главный показатель ажиотажа на вернисаже - фуршет, причем сплошь из суши и затейливых морепродуктов. Ведущему даже пришлось объявить взволнованным зрителям, что столы не являются частью перформанса, хотя желающие могут подойти закусить и тяпнуть саке.
Изящная Саори вышла босая в светлом кимоно, которое к финалу шоу оказалось основательно заляпано красками. Она как сомнамбула прошла между рядами зрителей, поднялась на подиум, почувствовала единение с музыкой и начала творить. Кстати, аккомпанировал ей специально приглашенный для проекта знаменитый пианист Эрнест СО. Саори щедро наносила на холст краску руками и губкой.
Внезапно музыка наполнилась тревогой, взволнованно зазвенели бубенчики на костюме художницы и в ход пошли крупные брызги темно-синей краски. Основательно обезобразив холст, Саори с помощью воды растерла их. Несмотря на транс, движения художницы были по-балетному изящны и артистичны. Она порхала по подиуму, принимая различные позы и эффектно используя палитру красок.
В конце концов маэстро сыграл что-то разухабистое, Саори нанесла несколько белых штрихов, и зал разразился аплодисментами. Затем объявили антракт, чтобы зрители могли поделиться впечатлениями и посмотреть на другие картины, расположенные в зале.
- Мы не в первый раз устраиваем такие совместные перформансы, - рассказывал публике Эрнест. - Конечно, мне сложно играть, ведь я не могу сосредоточиться на своих руках, приходится наблюдать за Саори, подстраиваться под ее настроение, цвета, которые она выбирает. Но мне очень нравятся любые эксперименты со смешением разных жанров. Ну и, конечно, нравятся работы Саори. Я коллекционирую живопись и горжусь тем, что обладаю несколькими ее картинами, написанными специально для меня.
После завершения перформанса Саори устроила аукцион, и средства, полученные от продажи трех своих работ, передала в благотворительный фонд “Добровольное общество “Милосердие”. Главная картина ушла с молотка за 18,5 тысячи долларов. В финальном варианте это получилось достаточно жизнеутверждающее полотно с обилием светлых тонов под названием “Цветение души”. Саори рассказала, что утром из окна своего отеля в Алматы увидела цветущий урюк. Зрелище ее заворожило, ведь дерево было невероятным по красоте, с него осыпались лепестки цветов подобно снегу. Это и послужило вдохновением для выступления.
Впрочем, среди знатоков живописи нашлись и критики творчества Саори. Их не трогали отдельные реплики на тему: “А вы сначала замутите интересный проект, а потом критикуйте!” Но яснее всех свою точку зрения высказала искусствовед Ирина ЮФЕРОВА.
- Нужно ли публике подобное действо?
- Богатой публике очень даже нужно. Потому что она, имея деньги, хочет еще и что-то красивенькое. Вот это “красивенькое” мы сегодня имеем. Я думаю, что это очень серьезный китч, и не надо входит в транс, чтобы создать что-то подобное.
- Зато сколько народа! Обещали полузакрытое мероприятие для своих, а тут яблоку негде упасть!
- Дайте брют - примитивное искусство - на любом мероприятии, и народ набежит.
- Ну так дайте! Сколько можно стоять, отвернувшись от публики?
- Сева ДЕМИДОВ прекрасно делает то же самое, просто у него нет такой финансовой поддержки, и все происходит в более узком кругу. Но он примерно теми же средствами говорит о том же, что жизнь - это большая радость.
- Вас ничего не впечатлило ни в происходящем, ни в экспозиции?
- Как раз экспозиция выстроена безупречно: много воздуха, и все лаконично. Наша проблема в том, что мы все время хотим сказать очень много и перегружаем публику. Ей становится непонятно, тяжко и скучно…
- Вы считаете, что не нужно заманивать зрителя в музей при помощи вот таких ярких событий?
- Не надо никого никуда заманивать! Пусть человек живет, как живет, но уж если он пришел в музей, то здесь должны быть какие-то глобальные ответы на глобальные вопросы, а не “китчуха”: на розовом размазанном солнце вдруг вспыхнули темные силы, что-то вроде семипалатинских, а потом все-таки появились белые тона… Это все хохма для богатых.
Ксения ЕВДОКИМЕНКО, фото Романа ЕГОРОВА, Алматы