1868

До зелёной звезды

Театр-студия “Дом культуры” появился год назад в результате раскола алматинского театра “АRТиШОК” и только сейчас показал первый студенческий спектакль. Незамысловатый, но пронзительный.

Конечно, Станиславский нашел бы, в чем упрекнуть ребят, но он не узнал бы и публику в зале: неснятая бейсболка на парне, активное виртуальное общение через мобильники во время спектакля. Правда, уже через пару миниатюр о любви и расставании зрители вышли из соцсетей и стали активно снимать происходящее. Видимо, зацепило. Спектакль о любви. Точнее, о той ее части, когда уже надеты штаны, или отгремел давно марш Мендельсона, или даже когда Альцгеймер завладел телом, а душу разъедает яд десятилетних обид.  
Он: Я схожу куплю чего-нибудь поесть.
Она: Ты выйдешь на пять минут и исчезнешь навсегда. Зачем мне тебя ждать? Уходи!
Ситуация разматывается до абсурда, до хохота в зале, который на кульминации удивительным образом стихает. Узнали...
Старуха: Дай пройти, я измеряю комнату.
Старик: Пропусти - я каждый день хожу по этой половице, у меня примета такая...
Свистит шрапнель давних обид, взрывается терпение, торпедой несется мысль о загубленной жизни. Лишь когда партнер исчезает - умирает от сердечного приступа, отползает в корчах от места сражений, заметно, как зияет рана в собственном сердце.
Не надо сравнивать с профессионалами студийцев, говорят педагоги театра и тут же добавляют, что у ребят есть главное - они искренни со зрителем, им еще не обрыдла профессия.

- Да, сейчас многие горожане ходят в театральные студии, - говорит актер и педагог Елена ТАЙМАТОВА, - но я бы не назвала это модным поветрием. Просто люди ищут не развлечений, а возможностей внутренне измениться. Кто-то плохо говорит, кто-то застенчив, кто-то просто живет с тяжелым мироощущением. Актерская профессия помогает произойти изменениям. Спектакль - хорошая возможность показать полученный опыт. Ведь глупо учиться набирать петли и не связать шарфика...

- И кому нужен это “шарфик”, то есть спектакль любительской труппы?
- С дилетантского театра начинался МХАТ, - поддерживает разговор Елена НАБОКОВА, тоже актер и педагог. - В нашем городе театральная жизнь не так уж разно­образна. А что отличает непрофессионала от актера-актеровича, так это волнение и честность перед зрителем. Они еще не успели набраться штампов, они еще горят.

- После того как вы отпочковались, все с волнением ждали первый профессиональный спектакль. Когда же он будет?
- Этой весной. Видит бог, все это время мы не отдыхали, а были беременны проектами и занимались их вынашиванием. Теперь они из нас попрут. Конечно, “за Вильяма нашего Шекспира” мы не собираемся приниматься, хотя разве что ленивый студиец не подходил и не спрашивал, что мы чикаемся и не пора ли приступить к классикам. Вот этот первый опыт общения со зрителем многое им объяснит.

- Самое главное, - вступает в разговор Дмитрий ДЯГИЛЕВ, еще один актер и педагог, - они по тяжелой подсели на театр и теперь не смогут не играть.  

- Вы выбрали незатейливую пьесу, в которой легкое скетчевое содержание легко может “передавить” актерское наполнение...
- Действительно, эту пьесу Алексея Слаповского “От красной крысы до зеленой звезды” часто ставят в студенческих театрах. Поначалу вообще казалось, что эти истории ни о чем, а потом сложилась картина человеческих отношений, эдакой игры в прощания. Когда мы заигрываемся и доводим ситуацию до абсурда и расставания. Хотя услышь мы друг друга, и сюжет стал бы совсем иным.

"Дом культуры” опровергает еще одно утверждение, что хорошая идея стоит больших денег. Простые декорации из картона и оберточной бумаги превращают сцену то в кафе, то в старую хрущевку, то в кабину лифта. Истинны только отношения, остальное - игра и не более чем обер­точная бумага.

Ксения ЕВДОКИМЕНКО, фото Владимира ЗАИКИНА, Алматы

Поделиться
Класснуть