Она - чудо
Юрий ЗАБОЛОТНЕВ (на снимке) уверен, что женщины такие же, каким были и сто, и двести лет назад. А во временах историк, коллекционер антиквариата и любитель старинных фотографий разбирается как никто другой.
Он в свое время выбрал странную специальность - историк права. Постепенно все меньше интересовался правом и все больше историей. Как теорией, так и реальными артефактами, вещами прошедших эпох. А вот фотография появилась благодаря любимой женщине.
- Я увидел будущую жену, - говорит Юрий, - и понял, что роман с наскока не получится, ее надо чем-то зацепить. Тогда купил фотоаппарат, месяц осваивал его, а потом небрежно предложил профессиональную фотосессию. Так я ее обманул в первый и последний раз. Зато заинтересовал.
- Женщины обычно плохо уживаются с антиквариатом…
- Она тоже поначалу не одобряла собирание всякой “рухляди”, но постепенно, как и мой отец, подсела на это дело, научилась понимать и ценить старые вещи. Кстати, сейчас мой папа - профессиональный коллекционер, обладатель самого крупного в Казахстане собрания самоваров. А что касается старых вещей - они никогда не выйдут из моды, потому что уже безнадежно устарели. К тому же они сделаны гораздо лучше, в те времена, когда не было культуры производства одноразовых вещей. Например, я нашел телевизор КВН-49, которому 55 лет. Он работает! Неказистый, но функциональный. Сейчас винтаж стал особым стилем. Я только что вернулся из Гонконга и с удивлением заметил, что витрины самых дорогих бутиков оформлены с помощью старых вещей. Просто до нас эта волна еще не докатилась, разве что некоторые кафе используют в своем интерьере антиквариат.
- Вы не любите светиться, но в прошлом году было много разговоров о снимке, в котором вы воссоздали старинный кадр японского мастера так точно, что даже профессионалы долго были уверены, что это на самом деле раритет.
- Тот оригинальный снимок я привез из Японии. Купил его в городе Киото на блошином рынке возле храма. И, кстати, недавно подарил очень хорошему человеку - надо проще относиться к вещам, не цепляться за них. Не секрет, что мои коллеги-коллекционеры иногда становятся рабами своих собраний. Я часто был очевидцем того, что человек может жить в нищете, не платить за свет, штопать старые носки - но не сможет отказаться от интересующей его старинной вещи.
- А зачем копировали тот снимок?
- Своего рода азарт и желание понять волшебство. Скопировать снимок невозможно, интересно попытаться воссоздать технику, настроение. Мне вообще нравится рассматривать старые фотографии. Они зачастую сделаны просто, но с неимоверным мастерством.
- Значительные позы, значительные лица…
- Все объясняется просто: технология диктует психологию. Еще сто лет назад камера была достаточно несовершенна, с долгой выдержкой. И клиент фотографа должен был несколько секунд не шевелиться и даже не моргать. Поэтому фотограф давал время привыкнуть к неподвижности, иногда даже закреплял голову с помощью специального прибора и знал, что у него есть только один шанс,
дубля не будет. То есть это была целая церемония, к которой основательно готовились. Кроме того, всей семьей решали - стоит ли фотографироваться, не бесовское ли это дело, не потеряют ли они таким образом душу. А фотографы были настоящими подвижниками: в 20-30-х годах прошлого столетия их предельный возраст был 30-40 лет. Потом смерть или тяжелые болезни. Все потому, что работа была связана с химическими процессами и тяжелыми металлами. Зато это была по-настоящему штучная работа. Сейчас же, когда смотришь современные снимки, не всегда понятно, где сделан снимок, кто его автор.
- А что больше любите - историческую фотографию или ню?
- Ню, безусловно, мой самый любимый жанр. Я не понимаю, когда говорят, что это самое простое, с этого все начинают… Для того чтобы изобразить обнаженную натуру, необходимо знание анатомии, понятие температуры света и многое другое. Не говоря уже об эстетических критериях.
- Таких как “пошлый - не пошлый”?
- Я об этом не говорю. Можно сделать предельно откровенный кадр, и он не будет пошлым, а можно при целомудренной позе и в одежде спошлить так, что мало не покажется. Я о том, что очень важно отличать красоту от красивости.
- А как соотносятся историческое фото и женщина?
- Когда я снимаю ню под старину, мне хочется показать, что женщина не меняется. Она такая же, как сто лет назад, и остается сама собой в любом времени и в любой ситуации. Чего не скажешь о мужчине. Быть мужчиной гораздо сложнее. Это очень большой уровень ответственности, умение поступать по-мужски, держать слово, быть верным, быть преданным и благодарным. Мальчик может стать мужчиной, если он получил правильное воспитание, если в сложных ситуациях принимал правильные решения, совершал нужные поступки. А девочка рождается женщиной - без вариантов. Удивительное существо. Она - чудо, ее хочется фотографировать, обожать, баловать, восхищаться. Поэтому я говорю, что она заслуживает самого лучшего света, композиции и отношения.
Ксения ЕВДОКИМЕНКО, Алматы, тел. 259-71-99, e-mail: evdokimenko@time.kz, фото из архива Юрия ЗАБОЛОТНЕВА