33412

Держи в морду

Если пытаться отстаивать теорию, что из хороших рекламных клипмейкеров получаются большие кинорежиссеры, то за примерами в Википедию лезть не придется. Риддли СКОТТ и Тимур БЕКМАМБЕТОВ подтвердят. Вот и Каиржан ОРЫНБЕКОВ (на снимке) решил податься в большое плавание. Ну, с американским кинообразованием, приличным профессиональным багажом и, главное, с гарантированными инвестициями под новый фильм любой бы подался. Тем более что готовился к своему дебюту Каиржан долго и томительно - про то, что он собирается снимать комедию, автор этих строк слышал еще два года назад.

- В этом году мы планируем запуститься, - говорит Каиржан. - Вообще, наиболее привлекательными с коммерческой точки зрения кинопроектами являются либо комедии, либо фильмы-аттракционы вроде “Хоббита” или “Жизни Пи”. Чтобы снимать блокбастер, у меня нет бюджета, поэтому мы выбрали жанр криминальной комедии. Четыре парня, менеджеры среднего звена, работают в финансовой сфере. У одного из них есть хобби - он ведет блог о том, как грабить банк. Причем пишет про конкретное отделение с конкретным адресом. Полицейские его накрывают и хотят повесить на парня реальные ограбления. Вымогают деньги - ты же, мол, богатенький. Ну и чтобы дело закрыли, четыре друга идут по-настоящему брать банк.

- А тебя не смущает тот факт, что недавно в прокате были две криминальные комедии - “Олимпиада грабителей” и “Два пистолета”, и обе собрали далеко не могучую кассу?
- Любой фильм - всегда лотерея. Даже крупные голливудские проекты часто проваливаются, и от этого никто не застрахован. Но, мне кажется, мы хорошо подготовились. Законы драматургии известны со времен древних греков, и, основываясь на них, можно, в принципе, вызвать любую реакцию у зрителя. По большому счету, это чистая математика. Как говорил мой преподаватель, в фильме должно быть пять “Уау!”, пять “Ни фига себе!” и один “Е…на в рот!”. То есть если у тебя присутствуют такие моменты, значит, сценарий хороший. В России есть определенные сложности со сценарным мастерством, но нам пишет Фуад ИБРАГИМБЕКОВ (сын Рустема Ибрагимбекова, соавтора сценария “Белое солнце пустыни”. - Т. Б.), у него американское образование, и мы очень хорошо понимаем друг друга.

- Раз уж мы заговорили о математике... В Казахстане всего 250 кинозалов, и окупить более-менее приличный бюджет с таким знаменателем получается не редко, а очень редко. У тебя уже есть противоядие?
- Мы попытаемся выйти на Россию и “прокататься” хотя бы по российским регионам. Знаю, что и до нас пытались это сделать, но мы-то не пытались! Вообще, я достаточно уверен в проекте и в своем профессионализме, мы делаем честный, искренний фильм, поэтому, думаю, у проекта хорошие перспективы.

- Уже готов собирать шишки? Недавно президент “Казахфильма” Ермек АМАНШАЕВ высказал интересную мысль: как только у нас появляются интересные режиссеры количеством более одного, у некоторых людей возникает огромное желание столкнуть их лбами. То есть заповедь великого Мао “Пусть цветут сто цветов” не работает совсем.
- О, Мао! Китаец. Китайцы - оседлый народ, всю жизнь выращивающий рис. Поэтому, если ты поедешь в Нью-Йорк или Лондон, то увидишь Чайна-таун, где китаец с китайцем дружит и работает бок о бок. Они так привыкли. А что происходит с казахами? Все казахские вечеринки на Западе заканчиваются драками. Атырауские машутся с шымкентскими, шымкентские - с алматинскими, алматинцы - с талдыкорганцами. Поэтому во время учебы я старался держаться от своих соотечественников подальше. Мы - кочевники. Познакомился с человеком, потом отвел свою отару за тридевять земель и уже его никогда в жизни не увидишь. Мы не привыкли сосуществовать друг с другом. Это наша культура, гены. У нас воспитание какое? Казахские мамы говорят сыновьям: ты самый батырский батыр, твой писюн пахнет лучше всех! Ну, ты понимаешь, о чем я. И мальчик потом вырастает с таким гипертрофированным и необъективным чувством собственного достоинства, что, когда ему кто-нибудь говорит: “Извините, вы мне наступили на ногу!”, он не находит ничего лучше, кроме как дать этому человеку в морду. Это наша культура, но надо что-то с этим делать.

- Есть и обратная сторона, придающая общей ситуации несколько парадоксальный оттенок. Это публичная комплиментарность по отношению друг к другу. Как сказала мне недавно редактор журнала “О кино!”, подготавливая релиз еще невышедшего фильма, “давайте будем милосердны”. А ты как думаешь, меняется ли физический состав вещества, если дерьмо называть конфеткой?
- Критика, конечно, нужна. Другой вопрос, как ее воспринимают. Я, например, снимаю рекламу, и далеко не все мои ролики шедевральны. Если мне кто-то говорит: “Это говно!”, то это всего лишь значит, что он так считает. А самое главное - как ты сам относишься к тому, что делаешь. Важна честность и искренность. Сейчас у нас есть огромная брешь в рефлексии на собственную жизнь, потому что российское кино лишь процентов на сорок совпадает с нашей жизнью, а все остальное - мимо. И люди ждут свое, казахское, кино.

- Так ли уж нужна честность? В Узбекистане свою продукцию смотрят очень активно, а с реальностью там сюжеты могут вообще не пересекаться.
- Мы говорим о разных вещах. Правду-матку гнуть не нужно - для этого есть новости и Интернет. Под честностью я подразумеваю открытое отношение к истории, которую снимаешь. Если это история любви парня и девушки, то это отчасти твой опыт, а не долгий голливудский поцелуй под закатным небом. Сколько процентов домашних разговоров в семье занимает политика, а сколько - межличностные отношения? Он позвонил, а ты не позвонила, я ему дорогой подарок сделал, а он мне дешевый, и так далее. Эти интересы занимают наши умы гораздо больше, чем все политические события вместе взятые. В 50-е годы у Престона СТЕРДЖЕСА был фильм “Путешествие Салливана”. В нем герой сбегает из голливудской студии, потому что устал снимать мелодрамы, и хочет быть ближе к народу, делать проблемное, остросоциальное кино. А потом до него доходит, что уставшему после рабочего дня трудяге не нужна на вечернем киносеансе тяжелая драма - он жаждет сказки.

- Давай рассмотрим пессимистичный сценарий развития событий: твой фильм провалился по всем фронтам. Что дальше?
- Упаду на колени и поползу на “Казахфильм”. Мартина СКОРЗЕЗЕ спросили как-то, какая у него заветная мечта. И он ответил, что очень долгое время постоянно мечтал о том, чтобы его текущий фильм провалился не настолько глубоко, чтобы он не смог найти деньги на следующий. И если уж Скорсезе об этом мечтал, то мне и подавно не стыдно. Буду делать все, что угодно, лишь бы найти деньги на следующий проект. Кино - это моя песочница на всю оставшуюся жизнь. Я здесь останусь, и мне некуда деваться.

Тулеген БАЙТУКЕНОВ, Алматы, тел. 259-71-96, e-mail: tulegen@time.kz, фото Романа ЕГОРОВА

Поделиться
Класснуть