1024

Когда сотрудник - солнышко

Айдане ОМИРСЕРИК - 19. Она, как и многие ее сверстницы, любит общаться в сети, снимать видосики для TikTok, мечтает стать певицей. Но знаменитой она стала, даже не выйдя на большую сцену. Айдана на сегодняшний день единственный в Алматы (да, пожалуй, и во всей стране) тьютор - помощник педагога - с синдромом Дауна.

Когда сотрудник - солнышко

Да, “солнечные” казахстанцы уже работали в разных проектах вроде столовой, пекарни, кофейни. Но вот школа… А ведь девушка не только сопровождает детей на прогулке или закрывает бытовые вопросы. Частенько Айдана помогает ученикам младшего звена разобраться с непонятными домашними заданиями, подготовиться к уроку.

- Данилу я подсказываю, как красиво писать в прописи. Айсултан, если заплачет, только я могу его успокоить. Я люблю всех ребят в нашей школе - с ними весело, мы хорошо друг друга понимаем, они меня слушают и стараются не расстраивать. Но есть у меня Азамат… - Айдана, вспомнив о своем главном подопечном, тоже “солнечном” мальчике, делает театральную паузу. - Озорник - это мягко сказано. Меня прикрепили к нему два года назад, и все это время он словно пытался вывести меня из себя. Как в книгах! Но, несмотря ни на что, мы сдружились и нашли общий язык. Теперь мой Азамат делает успехи.

Работает девушка уже два года - практически сразу, как окончила 9-летку специализированной школы. Из Тараза, где раньше жила ее семья, Айдана и ее родные перебрались в Алматы. Папа - военный и следует за распределением. Приглядывать за малышами девушка привык­ла с детства, ведь она старшая из семерых детей. Несколько лет назад в семье случилась большая трагедия - во время не самой сложной операции по удалению аппендицита скончалась мама. Старшая, особенная дочь, тяжело переживала утрату - замкнулась в себе, интерес к учебе потеряла. Многодетному отцу тяжело было и служить, и за детьми приглядывать.

Так Айдана переехала к бабушке, которая с детства помогала присматривать за особенной внучкой. После школы девочка отучилась на швею. Но работать по специальности не смогла - швейные машинки сейчас сверхскоростные, подводили руки. Да и скучно ей было. Она пошла на театральные курсы, а потом прошла обучение в академии тьюторов.

- Когда Айдана стала работать с детьми, изменилась кардинально, - рассказывает бабушка Алтынхан-апай. - Получив первую зарплату, она по-детски спрашивала, может ли ее потратить. А теперь она уже ответственный взрослый человек. Не так давно внучка ходила на встречу выпускников своей школы. Печально видеть, что многие молодые люди не устроены, сидят дома, и, кажется, будущего нет.

Коллеги, родители школьников хвалят Айдану за обязательность, четкое следование инструкциям, ответственное отношение к своим обязанностям. Например, плывет по алматинским пробкам развозка - тьютор сигнализирует родителям: “Готовьтесь, родители Максима, встречайте ребенка”. Или высыпали школьники на детскую площадку - педагогу сложно уследить за ребятней, на помощь приходит ассистент. Без Айданы то шнурки взбунтуются, то книжка куда-то запропастится…

Школа эта инклюзивная, то есть в одном классе уживаются дети с особенностями развития и нормотипичные школьники. Родители поддерживают эту модель - если с детства понять, что нет в этом чего-то из ряда вон, жить в стране станет явно здоровее.

Но, увы, такой формат скорее исключение из правил. Плохой пример - даже во дворе ЖК, где сейчас временно находится школа, жители бурно протестуют против такого соседства. Самые бурные споры вызывают прогулки учеников на местной детской площадке - жильцы опасаются, что ребята будут обижать их детей, ломать горки и качели…

- По закону все казахстанские школы должны быть инклюзивными. Но что делает администрация: “особят” отправляют в коррекционный класс или на домашнее обучение, - обозначает проблему руководитель Центра социальных инклюзивных программ Салтанат МУРЗАЛИНОВА-ЯКОВЛЕВА.

 - Нет ресурса кадров - ассистент педагога или дефектолог откровенно плавают в дробях или фотосинтезе, да и не их это зона ответственности! Но их вынуждают этим заниматься. А потом и на родителей давят. Мягко, но настойчиво подталкивают родителей к решению о переводе. Настаивают: ваш ребенок не справляется с программой, он стопорит весь класс.

- Настоящее образовательное гетто получается, - продолжает эксперт. - На домашнем обучении программа урезана донельзя. Но только она и есть, к примеру, для маломобильных школьников. А ведь у них нет потерь в интеллекте! А коррекционный класс вообще работает не так, как задумывался, - туда отправляют всех “неудобных”, сложных детей. И возможность скорректировать что-то и вернуться в обычный класс, стимул для родителей и ребенка не предусмотрены.

Но есть и другие подводные камни, которые мешают процессу социализации особенных детей. Салтанат уверена, что у педагогов просто нет мотивации стараться зарядить ребят на учебу, на достижения. А зачем? Ведь им после школы просто некуда податься - далеко не все колледжи и вузы готовы принять таких студентов.

- Проблема инклюзивного образования не решится только в школе, пока не будет вовлечен и работодатель. В этом году мы дали установку для родителей наших учеников: устройте наших особенных выпускников на стажировку в свои компании или хотя бы донесите такую инициативу до своего руководства. Было бы здорово, если бы в обычные, не специализированные школы пришли работать учителя с особенными потребностями, - настаивает Салтанат.

Пример Айданы (у девушки II группа инвалидности, она имеет право работать, такой же налогоплательщик, как все) - это уже прорыв. И, главное, она верно понимает основную задачу тьютора - во что бы то ни стало потерять работу! То есть сделать так, чтобы ее подопечный стал самостоятельным.

Юлия ЗЕНГ, фото Владимира ЗАИКИНА, Алматы

Поделиться
Класснуть