3162

Абрикосовый рай

Накануне нашего приезда поднялся сильный ветер, и почти все лепестки c цветущих деревьев облетели. По ковру из них мы идем с хозяином этих пятнадцати гектаров земли Уйгуном АРЗИЕВЫМ.

Абрикосовый рай

- Кто ж знал, что так получится, - почти извиняется. - Жаль...

- Все равно красиво...

Я человек северный и никогда не видела ничего подобного - 8 тысяч цветущих абрикосовых деревьев, с которых 20 июня (за это Уйгун Уйгурович ручается) можно будет снимать первый урожай. Промышленный, так он называется правильно, сад недалеко от поселка Шонжы в Алматинской области.

- Надеюсь, с погодой в этом году повезет. В прошлом и позапрошлом из-за весенних заморозков - абрикос их боится - почти не было урожая, - вспоминает. - В этом пока держимся. Недавно был мороз, даже снег шел, но в Алматинской области деревья не успели зацвести. А вот крестьянам на юге меньше повезло, там часть урожая погибла. Хотя они и костры ночью жгли, надеясь спас­ти завязь. Но здесь не угадаешь. Мы в прошлом году тоже пытались сохранить урожай, разожгли огонь (видите, земля до сих пор черная), не помогло. Нам главное - до 10 мая продержаться, готовимся. На всякий случай уголь закупили, дрова. Деревья уже почти отцвели, но, если снова резко похолодает, будем за них бороться.

Арзиев по образованию юрист. Во времена Союза был сотрудником ОБХСС, сегодня бы сказали: борец с коррупцией. Как только исполнилось 45 лет, подал рапорт, ушел на пенсию и стал заниматься сельским хозяйством. Было это больше 20 лет назад. Сейчас не верится, что сады в его жизни появились не сразу. Хотя сам он по этому поводу шутит:

- Приехали мы в этот сад со старым знакомым. Он мне говорит: “Да-а-а, Уйгун, совсем ты другим делом сейчас занимаешься”. Возразил: “Я профессию не менял: раньше блатных сажал, сейчас - деревья”.

Этот сад Арзиев заложил в 2007 году. Саженцы - абрикосы, яблони, груши, черешню, персики - привозил из разных мест, наблюдал, как плодоносят, как переносят местный климат и приспосабливаются к почве. Она здесь не такая, что воткнешь палку - зацветет. Уйгурский район всегда считался зоной рискованного земледелия. Но земля здесь, хоть каменистая и песчаная, подходит именно для абрикоса. Другие косточковые культуры выращивать тяжело. Но наш герой все равно пытается:

- Никто не верил, что у меня что-то получится. Многие смеялись. Подходили и говорили: “Зачем тебе сад? Держи скот - здесь его всегда разводили”. Сами видите, кто оказался прав. Абрикосовым деревьям не важно, какая почва, лишь бы тепло было. И влаги этому дереву много не нужно. Они самые неприхотливые. В других садах яблони - 10-12 тысяч, персики - около 3-4 тысяч, столько же слив. Но слив много не сажают.

- Почему?

- Слива в Казахстане большим спросом не пользуется. Почему - непонятно. Вот абрикос - да, персик. Но и здесь все не так просто. Мы, например, больше половины своих абрикосов экспортируем в Россию, там покупателей больше. Хотя, конечно, с удовольствием бы продавали все фрукты в Казахстане. В нашей стране всего 19 миллионов человек, садов сейчас стало много. Абрикос хранится максимум 15-20 дней. А в Уйгурском районе собирают около 9 тысяч тонн оранжевых плодов, мы не успеем их реализовать. Персик - тем более. Два-три дня он может лежать на открытом воздухе и максимум десять дней - в холодильнике. Это китайский персик собирают зеленым, химикатами обрабатывают, вкус как резина, зато хранится. Но если он спелый и натуральный - век его недолог. И опять же, отправишь в Алматы первую партию персика - хорошо разойдется. Вторая - со скрипом, люди уже наелись. Да и сезон, когда много косточковых созревает. Абрикос продать проще: из него варенье сварят, компот. С персиком не так. Сливу, я уже сказал, у нас не очень любят. Яблоки кисло-сладкие тоже. Я такие сорта пытался выращивать - спроса нет.

- А что любят?

- У нас любят сладкое. Больше всего колерованную черешню. Мы ее тоже выращиваем, но совсем немного - сложная это для нашего региона культура. Любит более плодородную почву, полив хороший, и, самое главное, как созреет - тут же птицы налетают, можно половины урожая лишиться, поэтому ее нужно сеткой сверху закрывать. Сначала черешня созревает в Узбекистане. И только дней через 20 - у нас. Соседи сливки снимают: самая высокая цена, спрос. По всем культурам мы в таком положении находимся. Черешня (хоть и выгодно ее выращивать) не всем по карману. У нас саженцы классические, высокие - их сеткой не закроешь.

А в Европе продают клоновые сорта. Вот они подходят для промышленных садов: в высоту не тянутся, их можно от птиц защитить, и урожай хороший. Но стоят такие дорого - один корень 5-6 евро, а их нужна не одна тысяча, чтобы сад разбить. Поэтому у нас своей черешни не так много, едим в основном узбекскую. Хотя и там промышленных садов немного, зато в каждом дворе растут плодовые деревья. Люди себе часть урожая оставляют, остальное сдают. Так и живут за счет при­усадебных сборов.

В Казахстане больше всего яблоневых садов - оно и понятно. Хотя яблоки у нас сейчас в основном американских сортов. Урожайность высокая, долго хранятся, болезнеустойчивые, химикатов почти не требуют. Хотя, конечно, есть и наши.

Пока гуляем по саду, находим деревья, лепестки на которых не облетели, - белый оазис.

- Надо же, не думал, что они выстоят. Это другой сорт. У них и ствол крепче, и ветки. Когда с секатором работаешь - рука устает. Посмотрите, а вот здесь ствол темнее - значит, и плоды будут более оранжевого цвета. Глядя на дерево, многое можно о нем рассказать. Сейчас всю работу мой сын на себе тащит, но все равно ни дня не бывает, чтобы я в сад не приехал. Здесь моя душа. Это не работа - мечта. Воздух чистый, природа, красота! Но разве можно от этого устать?!

Оксана Акулова, фото автора, Алматы

Поделиться
Класснуть