3450

Рахман АЛШАНОВ: Студенты стали требовательнее - за ними нужно успевать

Подготовить специалиста, готового работать в меняющейся конкурентной среде, говорящего на одном языке с будущим работодателем, да еще и в новых областях науки и производства, - к этой модели стремится образование Казахстана, отмечающего 30-летие своей Независимости.

Рахман АЛШАНОВ: Студенты стали требовательнее - за ними нужно успевать
Рахман АЛШАНОВ, президент Ассоциации вузов Казахстана.

Но в начале 90-х годов, когда образовательные процессы затормозились, а потом были вынуждены резко сменить курс, нужны были люди, готовые смело проводить эти изменения. В числе таких новаторов был и доктор экономических наук, профессор, академик Рахман АЛШАНОВ, рискнувший в непростое время открыть первый негосударственный вуз и ответить на вызовы рынка - готовить специалистов, которым было суждено работать в новой стране.

- После развала Советского Союза система образования впала, скажем так, в кому, - вспоминает Рахман Алшанович. - Денег не было. Госзаказа не было. Все были в трансе. Республика переходила на кардинально новую систему экономики, вставала на рыночные рельсы. А специалистов новой формации никто не готовил.

Это был исторический момент - поправки, разрешающие частную форму собственности в образовании, были внесены в Конституцию Республики Казахстан. Упустить этот момент было нельзя. Но и смелости для этого шага требовалось изрядно. Сейчас, говорит Рахман Алшанович, с высоты опыта и прожитых лет не пошел бы на такой риск. Но тогда, когда на обломках системы рождалась новая страна, куража хватило. И удивлением для создателей первого частного вуза Казахстана стало число абитуриентов-первопроходцев.

- Предполагали, что абитуриентов у нас будет не более 20, а пришли 200, - рассказывает собеседник. - У нас тогда даже здания своего не было. Брали в аренду несколько аудиторий в институте повышения квалификаций КазГУ (ныне КазНУ имени аль-Фараби). Смешно, но начинали с одного стула и портфелей со своими дипломами о защите кандидатских и докторских степеней. Да еще с амбицией дать будущим студентам хорошее образование.

Набирать штат преподавателей в “Туран” решили, не оглядываясь на степени. Главный критерий отбора - знание своего предмета. Иногда отказывали в приеме на работу даже докторам наук. Была установка: никаких блатных, родственников, честное собеседование.

- Важно было оправдать доверие молодежи, которая пришла к нам и хочет получить адекватное образование, - объясняет Рахман Алшанов. - Поэтому малейшее поползновение со стороны преподавателя потребовать взятку грозило ему вылетом с работы. Интересно, что этот момент смутил и некоторых родителей, которые посчитали: раз они платят за учебу, мы должны рисовать их детям оценки. Объясняли, что они не покупают диплом, а наша задача - дать их детям качественное образование.

За эти годы первый частный университет страны подготовил больше 29 тысяч специалистов. Его выпускники добросовестно трудятся в самых разных сферах, в том числе на ведущих руководящих постах в Казахстане.

Вуз новой формации дал старт и новым направлениям в образовании.

- Когда открывали туристические специальности, тогдашний министр образования сказал, что не может подписать нам учебный план, потому что такой специальности нет, - вспоминает Рахман Алшанов. - Я ответил ему словами Горбачева: “Что не запрещено законом, то разрешено”. Но ответ был категоричен! Пришлось идти к министру туризма ДОСМУХАМБЕТОВУ: “Темирхан Мынайдарович, нужны ли вам специалисты в области туризма?” Он ответил, что, конечно, нужны. И тогда я рассказал, что подготовить мы их не сможем - не подписывают учебный план. Министр туризма позвонил министру образования, но договориться так и не получилось. Рискнули работать с разрешения министра туризма. А на выпуске опять столкнулись с тем, что министр образования нам не подписывал разрешение. Снова к министру туризма пошли.

И исторический момент - министр принимал экзамены у первых выпускников туристических специальностей, был председателем госкомиссии и завизировал разрешения на выпуск.

Но что было самым тяжелым, рассказывает Алшанов, так это разработка учебных планов. Поиск специалистов, работа с нуля, и вот эти учебные планы уже тиражируются и используются в частных вузах по всему Казахстану.

Важный и значительный вклад - создание республиканской межвузовской электронной биб­лиотеки. Ресурс, созданный по инициативе Ассоциации вузов Казахстана, объединил 108 учреждений образования - вузов и колледжей. Участвует Рахман Алшанов и в проекте по переводу ста лучших учебников мира с языка оригинала на казахский. Перевод, выкуп прав и тиражирование учебников финансируются из бюджета. И такой практики нет ни в одной стране мира, отмечают участники проекта.

- Мы хотели донести до своих студентов главный принцип: вечных знаний нет, их нужно постоянно совершенствовать, обновлять, - поясняет собеседник. - Мы даем только направление, но жизнь корректирует все. Приводили в пример учебники, которые мы видели в США. Они даже прошиты так, чтобы можно было заменять некоторые листы на другие, с обновленными данными. Поэтому дали установку преподавателям: не зацикливаться на старых учебниках, а равняться на молодежь, которой предстоит жить и работать в конкурентной среде.

Рахман Алшанов, инициировавший также создание центра “Карьера”, который занимается трудоустройством выпускников вузов, считает: хотя образование всегда смотрит вперед, отрываться от нужд рынка, готовя для него специалистов, нельзя.

- Когда мне говорят, что юрис­тов выпускают много, всегда отвечаю, что в Казахстане работают 900 тысяч компаний. И в каждой должен быть свой юрист. Советовались мы и с теми работодателями, к которым в будущем пойдут работать наши выпускники. Наша миссия - подготовить специалис­тов, готовых трудиться исходя из потребностей экономики, и знания у них должны быть неабстракт­ными. Нужно уметь действовать в кризисных условиях, как та же пандемия, - отмечает Алшанов.

Одно из последних нововведений в образовании: студент теперь может контролировать и изменять образовательные программы, которые будет изучать.

- Это даст дополнительную палитру его обучению, - считает Рахман Алшанов. - Мир развивается, усложняется, становится разнообразнее. Образование тоже должно успевать. Оно должно все время шагать в ногу со временем. Студенты сейчас быстрее и требовательнее. Нужно соответствовать.

Юлия ЗЕНГ, фото Владимира ЗАИКИНА, Алматы

Поделиться
Класснуть