3632

Григорий УМАНОВ, профессор педагогики: Нужна такая школа, чтобы дети не хотели на каникулы

Учитель учителей. Это звание прочно приклеилось к Григорию Уманову. И гордится он им едва ли не больше, чем остальными своими регалиями: почетный академик Национальной академии наук Казахстана, профессор-консультант КазНПУ имени Абая. Шутка ли, почти 60 лет проработать на кафедре педагогики старейшего педагогического вуза страны, оставаясь при этом учителем, который не боится войти в школу, к детям.

Григорий УМАНОВ, профессор педагогики: Нужна такая школа,  чтобы дети  не хотели на каникулы

Расспрашиваю профессора, помнит ли он, как 30 лет назад на заре независимости дети сидели в валенках и шубах на уроках, а педагоги и даже кандидаты наук ринулись на базар торговать китайскими шмотками. Каково тогда было выживать учителям?

Григорий Абрамович говорит: пережил войну, а в сравнении с ней те трудности не страшны. Да, в 1990-х годах закрылось много школ, но в основном старые, малокомплектные. С того времени в стране построили 1800 новых школ, успешно преодолевая проб­лемы дефицита ученических мест, аварийности старых зданий, трех- и даже четырехсменного обучения. Да и учительская профессия становится более востребованной: заметна государственная поддержка педагогов - материальная и моральная. Внедрена новая система аттестации кадров. Принят закон “О статусе педагога”. Сейчас конкурс в вуз, где он трудится, растет: поступить на педагогические специальности всегда много желающих.

Скольким молодым педагогам Уманов дал путевку в жизнь! Некоторых развернул со стези преподавания, избавил от нелюбимой в будущем работы, а школу - от посредственных учителей.

- Если ты брезгуешь вытереть первокласснику сопли или сводить в туалет, то беги прочь из профессии на вольные хлеба. В школы я водил уже первокурс­ников, ввел такую практику. И тех, в ком не видел этой искры учительской, выпроваживал из вуза. Ректор меня поедом ел: “Григорий Абрамович, потеряем контингент! Министр мне выговор сделает!” А я ему отвечал, что лучше выговор от министра, чем лишний человек в школе, который терпеть не может детей, - уверен доктор педагогических наук профессор Григорий Уманов. - Они пришли в педагогический вуз не для того, чтобы стать великими астрономами, математиками. Все они будущие учителя. Полно других профессий, где можно хорошо заработать. В школе - нет.

Григорий Абрамович на вопрос, доволен ли он выбранной специальностью и не возникало ли желания сменить ее, отвечает прямо: иногда задумывался об этом. Мог бы стать журналистом, в свое время писал материалы в “Казправду”. Но быть учителем все же его призвание.

Начинал он рядовым школьным преподавателем истории, из тех, на ком держится профессия. Следующий виток - школа, но не простая, а закрытая трудовая исполнительная колония для несовершеннолетних, где Григорий Абрамович был директором.

- Это был очень трудный контингент, - рассказывает Григорий Уманов. - Подростки 14-18 лет, совершившие тяжкие преступления. Но я старался находить в них хотя бы капельку добра, то, за что можно уцепиться. А однажды в колонию пришла профессор Раиса ЛЕМБЕРГ. Она одна из основоположников советской педагогической науки в Казахстане. В то время была заведующей кафедрой педагогики Казахского педагогического института имени Абая, заслуженный деятель науки. Посмотрев, с кем и как мы работаем, она сказала: “Григорий Абрамович, так вы же Макаренко!” Я ответил, что до него мне очень далеко, но мы пытаемся найти свои пути работы с этим трудным контингентом. Разве не успех - низкая возвращаемость в колонию?

После этой встречи Григорий Уманов стал работать над диссертацией. Полузакрытой. О причинах преступности несовершеннолетних в СССР. А после ее защиты в 1965 году перешел на работу в Казахский педагогический институт имени Абая. Потрясающая верность делу - без малого 60 лет в одном институте, из которых 25 лет он заведовал кафедрой педагогики.

- С гордостью могу сказать, что я многое сумел сделать в подготовке научных педагогических кадров, - говорит Григорий Абрамович. - Был научным руководителем у 24 докторов наук и свыше чем у 60 кандидатов наук.

Григорию Уманову принадлежит также идея создания научно-методических комплексов на базе школы. Более 120 его научных работ опубликовано в США, Германии, Франции, России, Израиле, Швейцарии, Японии. Предметом исследований ученого всегда было воспитание ребенка, обу­чение его труду. Очень часто эти темы находили отражение в его заграничных лекциях.

- Мало знать математику, физику, химию, - считает Григорий Абрамович. - Школа должна вырастить здорового, доброго человека, а педагогический вуз - думающего и сопереживающего учителя.

Всего же, по данным Министерства образования, за годы независимости были подготовлены 3,2 миллиона специалистов с высшим образованием. В высшем и школьном образовании за эти 30 лет изменилось многое. Появилась новая на основе госзаказа модель формирования студенческого контингента, повысились качество и остепененность профессорско-преподавательского состава. Расширилась академическая и управленческая самостоятельность вузов. Казахстан стал участником Болонского процесса и перешел на трехступенчатую модель подготовки кадров - бакалавриат, магистратура, докторантура. Выросло число иностранных студентов, повысилась академическая мобильность наших студентов.

С обретением независимости увеличилось и количество школ нового формата - лицеев, гимназий, частных школ. В 1995 году Григорий Уманов открыл свою школу.

- По натуре я все же обычный учитель. Ну, может, не совсем обычный, а тот, который не дает спокойно жить директорам, - смеется собеседник. - Надоело постоянно просить разрешение у школьных директоров провести экспериментальные уроки или привести своих студентов - я создал свою. Мне важно было научить детей учиться. Чтобы им было так интересно в школе, что они не хотели бы уходить на каникулы. Я не согласен с авторами новых программ образования, стремящимися заполнить современные учебники всеми достижениями современной науки. Это не под силу ребенку. Мое мнение: нужен определенный уровень знаний, чтобы ученик сам мог найти информацию. А еще надо научить детей трудиться: умению работать руками, первым навыкам профессии. Новая школа не должна выпускать “безруких” людей.

- Но сочетать преподавание в вузе и руководство школой трудно, - рассказывает Григорий Абрамович. - Я выбрал вуз, а школу безвозмездно передал одной своей ученице. Школа существует и сегодня и, слава богу, развивается.

Ежегодно в казахстанские школы приходят работать свыше десяти тысяч молодых специалистов, сообщает Министерство образования.

- За годы независимости педагогические институты очень выросли, - считает профессор Уманов. - Появились молодые доктора наук. Много хороших преподавателей прошли неплохую школу за рубежом. Но хочу подчеркнуть, что главное все же не это. Любой учитель - живой человек, у него может болеть голова, не хватать денег, не ладиться в семье, собственный ребенок чем-то его огорчил. Но когда ты приходишь в класс, надень на лицо улыбку. Ты не имеешь права быть хмурым в классе. Терпеть не могу злых учителей, гнать их из школы надо. Главное для меня в педагогике - доброта.

Юлия ЗЕНГ, Алматы

Поделиться
Класснуть