2780

Благодарен судьбе за причастность к становлению независимости страны

Часы истории отмеряют третье десятилетие независимого Казахстана. И сегодня отчетливо просматривается деятельность тех, кто стоял у истоков, чьими идеями и волей определялись вектор и динамика становления новой республики.

Благодарен судьбе за причастность к становлению независимости страны

На этапе коренных преобразований особенно значима роль лидера, главы государства, которому недостаточно быть просто генератором идей. Многое зависит от его умения создать необходимые условия для намеченных реформ, преодолеть консервативные стереотипы, предоставить инициативу для творчества. Даже свобода выбора лидера, его действий - это только половина правды. Свобода и ответственность - только такое единство может стоять у истоков созидания. Первый президент Нурсултан НАЗАРБАЕВ, взяв на себя огромную личную ответственность за судьбу страны, с честью оправдал доверие многонационального народа Казахстана.

Почему я столь уверенно могу судить об этом? Потому что в самые сложные годы становления независимого государства мне выпала честь стать непосредственным свидетелем энергичных, решительных, грамотных действий этой яркой личности. Мне довелось в статусе министра в составе первого правительства суверенного Казахстана воочию увидеть, как он умеет доверять соратникам, надежно поддерживать, если речь идет о внед­рении нового, прогрессивного, работающего на достойное будущее. Полагаю, что ему порой приходилось идти на риск. Ориентир президента был предельно жесткий: приближение к современным стандартам, лучшим образцам мировой практики.

Критерий этот в значительной степени был значимым и для образовательной системы. Ибо экономические успехи любого государства напрямую зависят от интеллектуального потенциала его граждан. Сохраняя фундаментальность отечественного образования, нам предстояло адаптировать его к условиям повсеместного выхода Казахстана в мировое пространство в статусе суверенной республики.

Я стал министром после того, как глава государства обратил внимание на реформы в Восточно-Казахстанском государственном университете. Впервые судьба образования страны была доверена не столичному ректору, а руководителю периферийного вуза. Моему карьерному росту помогли не протекционизм, не личные связи, а исключительно конкретные дела, инновационная активность. Это и стало для президента основанием для столь огромного доверия. Отсюда начался отсчет моего сотрудничества с Нурсултаном Абишевичем в составе первого правительства.

Очень непросто продвигалось тогда реформирование. И как бы решительно ни был настроен глава государства, оно зачастую сталкивалось с консерватизмом, инерцией мышления, порой даже с явным противостоянием. Притом не только исполнителей, но и власть имущих - членов правительства, депутатов. Зато спустя десятилетия можно с уверенностью сказать, что по многим направлениям преобразований, начатых президентом в 90-х, достигнуты убедительные результаты. Многие идеи, конечно, в ходе реформ подвергались отточке и корректировке, но все это в итоге дало более лаконичное содержание, подтверждая жизнеспособность модернизации, начатой на заре независимости.

В начале 90-х стране требовались люди нового формата, способные выстраивать качественные рыночные отношения с международным сообществом. Ставка была сделана на подготовку собственных высококвалифицированных специалистов из числа талантливой молодежи. Глава государства инициировал программу “Болашак”. За период ее реализации подготовлены 11 126 специалистов, прошедших обучение в Великобритании, США, Канаде, России, Ирландии, странах Европы и Азии. Программа “Болашак” признана в 2014 году лучшей стипендиальной программой на 8-й международной конференции Going Global (США). “Болашак” помог сформировать новое поколение грамотных, успешных казахстанцев, усвоивших критерии цивилизованного мира. Это плеяда креативно мыслящих специалистов в ведущих отраслях экономики, государственного управления, инновационных технологий, образования и науки.

Прогрессивной реформой, полностью оправдавшей себя, было и введение тестирования. ЕНТ, вызвавшее поначалу волну критики, сегодня признано и учащимися, и педагогами, и родителями. Тестирование помогло преодолеть протекционизм, снизить до минимума уровень коррупции. Теперь его проходят не только абитуриенты, но и госслужащие, руководители структурных под­разделений самого различного уровня. Но тестирование тоже не стоит на месте. Развитие техники позволило полностью исключить человеческий фактор, переведя его в компьютерный формат, что придало этому элементу отбора разумную завершенность.

Идея создания региональных университетов тоже принадлежит первому президенту. В условиях распада бывшего Союза, потери привычного источника кадров из вузов России возник вопрос необходимости подготовки дефицитных специалистов своими силами и в соответствии со спецификой и потребностями регионов. Первым таким вузом стал Восточно-Казахстанский госуниверситет, который открыл на своей базе спектр новых специальностей. Это было не просто переименование вчерашнего педагогического института в университет: область получила необходимых специалистов, а молодежь - возможность обрести престижную специальность, не выезжая за пределы региона.

Следует признать, что в истинном своем предназначении такие университеты представлены пока недостаточно четко. Это и неудивительно. Я, как все еще действующий президент Казахстанско-Американского свободного университета, честно скажу, что их стало великое множество. Это последствия повального устремления многих вузов к статусу университета. Именно к статусу, а не к содержательной сущности. Сама идея была ­рациональной и передовой. Со временем Министерство образования неосмотрительно открыло доступ к неограниченному количеству лицензий.

Региональный университет должен быть один на область. Целесообразно его формирование за счет слияния нескольких вузов региона, зачастую дублирующих друг друга перечнем специальностей. Такое слияние - рациональный подход, обеспечивающий значительную экономию бюджетных средств, объединение кадрового состава, возможностей материально-технической базы. Не случайно Нурсултан Абишевич неоднократно указывал министерству на необходимость крупных региональных университетов, в которых должны быть заинтересованы на местах. Тогда предполагалось, что именно область должна делать заказ на необходимые специальности и за счет дополнительного (к госбюджету) финансирования укреплять материально-техническую базу университетов.

Трехъязычие. Казахский язык для республики государственный. Русский язык расширяет информационное пространство, возможность делового сотрудничества в рамках СНГ. Английский открывает доступ в глобальный мир. С первых дней независимости полиязычие стало объективной необходимостью. Этого требовали условия новой геополитической ситуации. Сегодня трехъязычие - одно из основополагающих требований времени. Сама реальность подтвердила его значимость в современной жизни.

Частные (негосударственные) вузы. Они были призваны стать альтернативой государственному вузовскому сектору. Время подтвердило оправданность конкурентоспособных частных университетов. Они более мобильны, оперативны во внедрении прогрессивных образовательных технологий, освоении новых специальностей. Их главное преимущество в быстром реагировании на запросы рынка труда.

Я назвал лишь основополагающие инновационные элементы процесса реформирования, неизбежные для того перестроечного времени. И можно только предположить, сколько усилий потребовалось, чтобы добиться их реализации. Сколько эмоций, стрессов пришлось пережить. Сколько воли, прозорливости пришлось проявить Елбасы, чтобы поддержать новые идеи. Чего только стоило, к примеру, приступить к программе “Болашак”, потребовавшей немалых финансовых вложений, в то время когда у государства порой даже на зарплаты и пенсии не хватало средств.

Я часто вспоминаю наши рабочие будни, напряженный ритм деятельности в составе первого правительства. Вспоминаю наши беседы с Нурсултаном Абишевичем, когда нужно было осмыслить каждый инновационный шаг, реально оценить возможные риски. Неизменным было понимание с его стороны, вдумчивое, скрупулезное отношение к предложениям. Неизменной была его поддержка. И это придавало сил, уверенности…

Разумеется, образование - сфера специфическая, не допускающая резких изменений, неоправданного форсирования. В значительной мере это консервативная система. Однако реальность требует своевременных элементов реформирования, но при условии предельной осторожности, взвешенности. Нынешнее министерство проводит такую разумную стратегическую политику. Сейчас каждый инновационный шаг тщательно выверяется, учитываются не только его преимущества, но и возможные издержки. Ведь иначе нам не успеть за стремительно меняющимся миром.

Возвращаясь мысленно в девяностые годы, когда мне довелось работать с президентом Назарбаевым, быть свидетелем его смелых, решительных действий, могу без преувеличения сказать: как гражданин, я испытываю чувство безмерной благодарности за то, что в моей профессиональной судьбе была такая важная веха.

Объективно оценивая ситуацию того времени, с чувством глубокого удовлетворения и искреннего почтения вспоминаю сотрудничество с другим сильным лидером - Касым-Жомартом ТОКАЕВЫМ, который в то время был министром иностранных дел. В процессе реализации основных элементов реформирования образования чрезвычайно убедительными были опыт прогрессивно настроенного руководителя, его высокий профессионализм.

Естественно, министру тогда приходилось вместе с нами разделять ответственность за внедрение программы “Болашак”. Заключение договоров с иностранными державами на обучение талантливой молодежи Казахстана требовало не только оперативности, но и скрупулезной взвешенности, трезвого расчета с учетом реальных возможностей страны. И конечно, мудрой дипломатичности. Несомненно, важную роль сыграл при этом заслуженный авторитет Токаева на международной арене. А когда первым президентом была поддержана инициатива открытия частных университетов, Касым-Жомарт Кемелевич оказал неоценимую помощь в их формировании. Казахстанско-Американский свободный университет один из первых успешно апробировал тогда международное партнерство в подготовке специалистов на английском языке. Визовая поддержка Министерства иностранных дел для партнеров КАСУ из США, Канады, Великобритании, Германии, КНР, прибывавших для участия в учебном процессе вуза, была для нас особенно значимой.

С тех пор прошли десятилетия. Но время не стирает из памяти незабываемую атмосферу сотрудничества с этими талантливыми государственными деятелями. Спустя годы я испытываю чувство искренней признательности за их уважительное отношение, основанное на доверии и взаимопонимании. Расцениваю это как проявление высокой культуры президентов нашей республ­ики.

Мой Казахстан сделал ставку на уверенное развитие в условиях независимости и выдержал испытание временем, достойно ответив на вызовы новой эпохи. Безмерно горжусь своей непосредственной причастностью к ее истокам.

Ережеп МАМБЕТКАЗИЕВ, экс-министр образования, президент Казахстанско-Американского свободного университета, академик НАН РК, почетный ректор

Поделиться
Класснуть