3440

Букет для Марины

Целую комнату под первые весенние цветы отдала жительница Экибастуза Марина ИБРАЕВА, чтобы накопить на дорогостоящую операцию по пересадке почки. Денег не скопила. Но зато открыла в себе недюжинные организаторские способности. Ими сейчас и пользуется, отстаивая интересы казахстанских инвалидов.

Букет для Марины

Когда Марина составляла бизнес-проект по выращиванию в квартире тюльпанов, чтобы получить грант в три миллиона тенге, она и понятия не имела, сколько нюансов таит цветочный бизнес. Женщина знала одно: нельзя сидеть сложа руки и жаловаться на судьбу, которая в 40 лет вынесла ей гемодиализный приговор. Именно так тогда воспринимался вердикт врачей, которые, несмотря на все усилия, не смогли предотвратить осложнения от гломерулонефрита.

Единственной альтернативой пожизненному диализу для таких больных является пересадка поч­ки. Опасаясь не дождаться, когда в Казахстане для нее появится донор, Марина решила сделать операцию в Турции - тогда, пять лет назад, на это требовалось около 50 тысяч долларов. Сумма неподъемная для простой медсестры, которая после сокращения трудилась на Экибастузской ГРЭС маляром.

- Мы очень часто работали на сквозняках. Видимо, там я и получила свою болячку. Когда хронический пиелонефрит перешел в стадию поражения почечных клубочков, врачи сказали готовиться к гемодиализу. Так оно и случилось. В 36 лет мне присвоили третью группу инвалидности, а еще через четыре года перевели на первую, - вспоминает Марина.

Дети тогда еще были школьниками, их еще поднимать надо было. А как это сделать на зарплату кухонной рабочей? По состоянию здоровья Марину перевели на более легкую работу в заводскую столовую, но вскоре пришлось уйти и оттуда.

- К нормальному образу жизни я могла вернуться только после пересадки почки. Поэтому и загорелась идеей накопить денег на эту операцию, чтобы иметь возможность поднимать детей, ни для кого не быть обузой, - продолжает рассказ наша собеседница.

Как раз в это время в регионе стартовала грантовая программа по развитию малого и среднего бизнеса. Марина расценила это как шанс и засела над разработкой бизнес-плана. Идея выращивать цветы на продажу появилась сама собой. Наверное, потому, что цветоводство - это любимое хобби Марины с детства.

Но одно дело - выращивать цветы для себя, и совершенно другое - для продажи. И сложность даже не в неудобствах, связанных с разведением тюльпанов в жилой комнате в 20 “квадратов”. Марина выставила в спальне окно, чтобы обеспечить цветам нужную температуру, но не учла бюрократические проволочки государственной программы, которая всех гребет под одну гребенку, без учета сути проекта.

Проблемы начались сразу же. Сначала с финансированием. Грантовые деньги должны были выделить в сентябре, но победители программы получили их только в декабре. Закупить луковицы цветов Марина уже не успела, поскольку делать это нужно в начале осени. Потом их кладут на два месяца в холод, а затем высаживают.

А не успели деньги упасть на счет, как тут же объявились проверяющие, перед которыми нужно было отчитаться за использование бюджетных средств. Ей пришлось буквально по крупицам собирать нужное количество посадочного материала.

- Очень плохо, что в таких проектах не учитывается сезонность того или иного бизнеса. Если бы у меня было время, конечно, я бы закупила качественный посадочный материал. А так покупала где придется и что было в наличии, только чтобы отчитаться, - признается цветовод из Экибастуза.

На этом она и прогорела. Это уже потом, когда купленные где придется тюльпаны раскрылись и оказались абсолютно бесцветными, Марина узнала, что для холодостойких декоративных луковичных очень важна правильная стратификация, то есть холодовая обработка. Без этого лепестки у цветов тонкие и прозрачные, как туалетная бумага. Так все три тысячи тюльпанов оказались браком...

Наплакавшись вдоволь, Марина тем не менее в отчаяние не впала. Грантовая программа была рассчитана на два года. И уже на второй год новоиспеченная бизнес-леди сделала все строго по технологии.

- Я срезала все свои бесцветные тюльпаны, ухаживала за ними вплоть до июля, когда их нужно выкапывать. Затем высушила все цветочные луковицы и положила их на хранение в холод. На второй год все мои тюльпаны расцвели пышным ярким цветом. Просто загляденье! - улыбается Марина.

Правда, и здесь не обошлось без переживаний. Цветы распустились слишком рано - в начале февраля.

- Думала, что до 8 Марта они у меня не доживут. Снова начала читать литературу. И вздохнула с облегчением. Срезанные тюльпаны при правильном хранении могут оставаться свежими достаточно долго. Я их упаковала в коробки, обеспечила необходимый температурный режим и забыла до женского дня. А когда открыла, все цветы выглядели так, как будто я их только что срезала! - вспоминает Марина.

8 Марта тюльпаны разошлись как горячие пирожки. Не осталось цветов даже для себя.

Тюльпаны в жилой комнате Марина Ибраева выращивала еще год. Потом женщине предложили оформить льготный кредит для строительства цветочной теплицы. Но теплицу она уже не осилила. Во-первых, землю дали за городом, где никаких коммуникаций. А во-вторых, здоровье не позволило.

- Я поняла, что если и дальше буду заниматься тюльпанами, то скорее вообще загнусь, чем накоплю себе на операцию. По­этому с тюльпанами я рассталась, - вздыхает наша героиня.

На льготный кредит она построила рядом с домом помещение и отдала его сыну, который ведет там свой бизнес. А сама стала защищать права инвалидов. Пока училась на бизнес-курсах, чтобы получить грант, консультировалась с экспертами, чтобы составить выигрышный бизнес-план, продавала цветы с машины, женщина поняла, куда направить свои пробивные способности.

Сегодня Марину Ибраеву очень хорошо знают в экибастузском акимате. Правда, нельзя сказать, что чиновники в восторге от такого знакомства, потому что бывшая владелица домашнего тюльпанного бизнеса постоянно что-то требует. Не для себя, для других: то нефролога ей в экибастузский центр диализа подавай, то дорогу нормальную к этому медицинскому учреждению сделай, то питание полноценное для диализников организуй.

В конце прошлого года она побывала в Министерстве труда и соцзащиты населения по вопросу усовершенствования закона об индивидуальных помощниках для инвалидов первой группы. С ее подачи ввели порядок, что деньги для обслуживания инвалидов перечисляются не посредникам в виде НПО, как это было на протяжении многих лет, а непосредственно тому члену семьи, который за больным человеком ухаживает.

Еще одно из последних достижений - это широкое внедрение среди диализников такого понятия, как гостевой диализ. Дело в том, что инвалидам первой группы полагается санаторно-курортное лечение. Но это требование закона в Казахстане до недавнего времени не распространялось на тех, кому по жизненным показаниям необходим диализ, потому что такие больные привязаны к своему территориальному диализному центру. Марина Ибраева добилась того, что с этого года пациенты, находящиеся на диализе, могут оздоравливаться в любом республиканском или областном санатории, а необходимые процедуры получать в ближайшем диализном центре, как это делается во всем мире.

Ее следующая цель - усовершенствование законодательства в части оплаты проезда для индивидуальных помощников, если их подопечный использует свое право на санаторно-курортное лечение.

- Я просто рассказываю человеку с ограниченными возможностями, на что он имеет право в соответствии с законодательством, и добиваюсь исполнения. Ведь законы создают не для того, чтобы они не работали, правда? - улыбается активистка.

Ирина ВОЛКОВА, фото предоставлены Мариной Ибраевой, Павлодар

Поделиться
Класснуть