4171

Дело всей её жизни

Салтанат ЖАМБЫЛОВА всегда радовалась размеренной жизни на природе. Но в этом году наслаждаться весенними пейзажами у заведующей домом-музеем Жамбыла Жабаева не получается: каждый день то встречи, то совещания. Страна отмечает день рождения ее знаменитого дедушки.

Дело  всей её жизни

Салтанат - самая младшая из внуков легендарного акына, и вся ее жизнь связана с домом-музеем. В нем практически прошло детство, поскольку мама работала там же техничкой, а папа - завхозом, и после школы Салтанат прибегала, чтобы помогать родителям или просто играть, делать уроки. Фактически они только ночевать уходили домой.

Получив диплом преподавателя казахского языка и литературы, Салтанат сразу пришла работать в музей, ставший семейным делом. Даже сейчас половина его сотрудников в той или иной степени приходятся родственниками Жамбылу.

Так выглядит дом-музей.

- Говорят, что чертами лица я напоминаю деда. Очень горжусь этим, - улыбается Салтанат. - У дедушки было три жены. Только не подумайте, что одновременно! Так вот, я продолжаю линию младшей, она умерла еще в 1916 году, до революции. Дедушке к тому времени исполнилось 70 лет, настоящая слава ждала его впереди. От трех жен у Жамбыла было восемь сыновей и две дочери. Двое сыновей погибли на войне. Все оставшиеся родственники общаются между собой, и для нас не имеет значения, кто от какой жены, какая степень кровного родства. На самом деле нас уже не так много, всего шесть внуков, старшему 86 лет, а я самая молодая…

ИЗ нашего ДОСЬЕ

К моменту Октябрьской революции Жамбыл был уже 70-летним стариком, давно не бравшим в руки дом­бру. Казалось, слава айтыс­кера и акына осталась в прошлом. Но советская власть сделала из почтенного старца настоящую знаменитость. Сам он говорил, что началось его духовное перерождение, произошел творческий подъем. Он посвящал песни всем лидерам Страны Советов, превращая их в эпических героев: “Аксакалу Калинину” (1936), “Песня о батыре Ежове” (1937), “Клим-батыр” (1936), “Наш Киров” (1939). С 1938 года Жамбыл являлся депутатом Верховного совета Казахской ССР. В том же году он поселился в новом доме, который был спроектирован и построен специально для него. Рядом с домом поэт и был похоронен по его желанию. А по проекту бывшего главного архитектора города Алматы И. Белоцерковского к 100-летию Жамбыла на месте захоронения был построен мавзолей.

- Дедушка жил в этом доме последние семь лет жизни, с 1938 по 1945 год. Он умер 22 июня, не дожив восьми месяцев до 100 лет. Часы в доме показывают то время, когда Жамбыла не стало. 

Те самые часы.

Кто-то говорит, что механизм сам остановился, кто-то считает, что близкие это сделали в знак скорби. У нас в семье две версии этого факта, и трудно теперь сказать, которая из них имела место в реальной жизни, - рассказывает Салтанат.

Жамбыл был одинаково любим как властью, так и народом.

В 1946 году, когда страна отмечала столетие Жамбыла, дом был превращен в музей его памяти, так что и сам мемориальный комплекс в этом году отмечает юбилей - 75 лет.

- У нас ничего не осталось на память. Вся наша домашняя утварь, мебель, посуда - все перешло в музей. Семье выделили другой дом в поселке, - поясняет внучка акына. - Из прежней обстановки у нас хранятся разве что мельхиоровый поднос и несколько ложек. Но мы и так помним дедушку. Поэтому и стараемся, чтобы в доме-музее работали представители семьи, люди, для которых это память рода. Конечно, это совершенно особенное чувство, когда ты ходишь по дому, в котором жил твой знаменитый предок. Я тоже в этом году отмечаю круглую дату - 40 лет работы в музее. До сих пор иногда вожу экскурсии. Вы не представляете, а я не могу описать, какие чувства испытываю в этот момент…

Не было ли желания переехать в Алматы? Салтанат уверяет, что ни разу - в доме ей знакома каждая половица, он сам пахнет детством, вокруг прекрасные места и особая атмосфера. Это отмечают все посетители. Дедушку тоже звали в Алматы, когда ему исполнилось 90 лет, но он не захотел бросать родные места. Вот дети - другое дело. Им хочется поближе к городу.

Все потомки Жамбыла выбрали не творческие профессии: строители, бизнесмены, просто работают на земле. Правда, все прекрасно играют на домбре, но стихи слагать, как знаменитый предок, не умеют.

Дочь Салтанат - технолог, живет в Алматы. За родные места держаться не стала, взяла фамилию мужа. Но это ее жизнь, главное, чтобы была счастлива. А вот сама Салтанат очень гордится и схожестью с Жамбылом, и родством, и тем, что носит такую фамилию. Признается, что даже муж ей не­много завидует. И когда ей говорят, что всю жизнь она посвятила памяти своего предка, Салтанат смеется и говорит, что дед стал известным в зрелом возрасте, она сама стала заведующей домом-музеем в 60 лет, так что все еще впереди, хотя и сейчас она очень довольна своей судьбой. Рано или поздно придется передавать руководство музеем в другие руки, хочется, чтобы это был человек из семьи.

- Дедушку я знаю по рассказам родителей. Все детство было посвящено историям, как он ездил в Грузию, как несколько раз бывал в Москве - все их я очень люблю. Сейчас я это рассказываю во время экскурсий и стараюсь, чтобы и экспозиция дома-музея, и вся информация оставляли ощущение, что Жамбыл только что встал с корпешки, отложил домбру, вышел во двор и вот-вот вернется. Может быть, пошел проведать в гараж свою машину...

Верный конь до сих пор в гараже и на ходу.

...Акыну на 75-летие подарили роскошный по тем временам автомобиль и приставили двух водителей: один возил по аулам, второй был городским. По сельским дорогам приходилось колесить часто - Жамбыл взял шефство над школой, детским домом и регулярно помогал детям. Причем помогал им не по принципу “что осталось от семейных нужд”, а сначала народу, потом себе. Наверное, по­этому народ с таким теплом до сих пор хранит память об акыне, воспевшем свое время и названном в честь горы, у подножия которой родился.

Ксения ЕВДОКИМЕНКО, фото Владимира ТРЕТЬЯКОВА и предоставлены домом-музеем Жамбыла Жабаева, Алматы

Поделиться
Класснуть