4066

У нас были сильные лидеры

Чтобы написать монографию о Жаханше ДОСМУХАМЕДОВЕ, юрист и ученый, доктор юридических наук Шолпан ЗАБИХ посетила все архивы Казахстана и даже объехала соседние страны. Причем сделала это на свои деньги и в свободное от основной работы время

У нас были сильные лидеры

Жаханша не приходится Шолпан далеким предком, труды о нем не приносят солидных гонораров и славы. Но исследования, которые Забих посвящает этой личности, уже много лет интересны специалистам по истории, праву, государственности Казахстана. Шолпан уверена, что необходимо, как говорят в профессиональных кругах, вводить в научный оборот фото­графии, материалы и документы, рассказывающие об этом деятеле, раскрывающие его кругозор и передовые политические взгляды. Да и широким массам нужно знать родную историю. Ее творили не только воины, бии и акыны, но и целая плеяда представителей интеллигенции, заложившая основы независимого государства.

Жаханша еще в начале прошлого века был убежден, что независимость стране нужна не через войну и потрясения, что она будет достигнута через этапы экономического развития, через образование и принятие ценностей демократического общества, через бережное сращивание своего степного права с общепринятыми нормами.

Жаханша Досмухамедов, студент юридического факультета Императорского московского университета.

- Скажу сразу: я не историк по образованию, а профессиональный журналист и юрист, - рассказывает Шолпан. - Но убеждена, что история необходима не для того, чтобы разбираться, что и как происходило в прошлом, а для того, чтобы объяснить нам, кто мы есть, и открыть путь в будущее. Стоит знать своих политических лидеров, тех, кто помог создать независимое государство Казахстан. А они у нас были, и независимость создавалась не за одно десятилетие. Именно поэтому в преддверии Дня независимости хотелось бы обратиться к выдающейся личности конца XIX - начала XX века Жаханше Досмухамедову. Имена его единомышленников-алашординцев давно возвращены народу. Это Алихан БУКЕЙХАНОВ, Ахмед БАЙТУРСЫНОВ, Миржакып ДУЛАТОВ. А Жаханша словно забыт, задвинут на задворки истории. К тому же его частенько путают с однофамильцем Халелом ДОСМУХАМЕДОВЫМ, в честь которого названа одна из улиц Алматы. Это несправедливо.

Жаханша Досмухамедов с семьей.

Все началось с кандидатской диссертации по Алихану Букейханову. Это было в девяностом году, в самом начале становления независимого Казахстана, когда интерес к теме был огромным. О казахских лидерах только начинали открыто говорить. Постепенно ее внимание привлек именно Жаханша Досмухамедов. Юридическое образование усилило интерес к нему. Захотелось увидеть биографию этого человека через десятилетия, через скупые строки редких документов, сохранившихся в архивах. В итоге появилась большая книга “Жаханша Досмухамедов - правовед, политик, цивилист”, в названии которой раскрываются три грани этой удивительной персоны.

Шолпан может бесконечно говорить об идеях и правовых взглядах Жаханши. О том, как бережно он старался соединить традиционное гражданское право казахов и мировой юридический опыт. Он был убежден, что устные нормы и обычаи казахов в области гражданского права представляют огромную ценность и необходимо их записать, зафиксировать, пока под влиянием новых условий жизни они не будут забыты.

- Цивилистика - это как раз разрешение гражданских вопросов: право, наследование, договор, - объясняет Шолпан. - Что удивительно, в степи никогда не было жестоких и жестких мер, виновного не забивали камнями, не предавали смерти, например как в шариате. Самым страшным наказанием было изгнание из общества. Большая часть преступлений решалась штрафами в пользу пострадавшей стороны. Жаханша, как юрист, понимал прогрессивность такого подхода. Кроме того, этот человек внес неоценимый вклад в историю нашей страны. 

Та территория, которую сейчас занимает независимый Казахстан, была очерчена 2 апреля 1918 года в Москве при участии Жаханши Досмухамедова и Халела Досмухамедова. Разве это не важная дата? Разве не нужно ее помнить? - резонно замечает Забих. - Жаханша был против любой диктатуры. Он был за разделение ветвей власти, к чему мы пришли спустя такое долгое время. Он не верил в армию добровольцев или призывников, считал, что служить должны контрактники. Он был избран во Всероссийский мусульманский совет, очень уважительно относился к религии. Но при этом считал, что нормы шариата не способствуют прогрессу, что мусульманское право не соответствует требованиям времени и общественно-политическим отношениям Казахского края. Уже тогда Жаханша был уверен, что женщина должна получать образование, ратовал за запрет ранних браков, говорил о бесправии казахских молодух. То есть его взгляды были очень передовые, да они и сейчас актуальны. А главное, он все время работал над правовой базой, переводил Уголовный кодекс, прописывал административные нормы управления. Он не был так заметен, как Букейханов, но то, что сделал в свое время этот человек, пожалуй, даже значительнее для основ независимости края.

Шолпан, читая лекции магистрантам-юристам в КазНУ им. Аль-Фараби, старается передать свои знания и опыт и рассказать о важности хорошего образования. Так, молодого талантливого Жаханшу после окончания Уральского реального училища односельчане отправили учиться в Москву. Старшина аула №1 Джамбейтинской области и военный губернатор Уральской области обращались с письмами к ректору Императорского московского университета и просили обратить внимание на абитуриента. Ему действительно пошли навстречу и приняли без сдачи обязательного экзамена по латыни. А уже в 27 лет Жаханша занимал должность помощника прокурора в уезде. Именно юридическое образование дало широту взглядов и возможность активно участвовать в политической жизни страны после революции 1917 года.

- Что было самое сложное для меня? - размышляет Шолпан. - Наверное, обилие недостоверной информации: уж слишком часто любители истории приписывают или додумывают реальность. Но это не мой метод, я решила полагаться только на документы. А их, к сожалению, было немного, приходилось собирать буквально по крупицам. Каждый раз, когда появлялась возможность взять отпуск, я отправлялась в очередной архив, ехала по следам Жаханши. Однажды отправилась в Томск. Ночь, за окнами мелькает заснеженная тайга. А я с ужасом думаю, куда и зачем еду. Но в результате была вознаграждена несколькими документами.

Я понимаю, что стоит за забытостью - советской власти было неинтересно показывать ярких политических лидеров, чьи идеи опережали время. Но тем важнее нам сейчас узнавать таких личностей. Мы должны изучать этот период, не передергивая, не раскрашивая его националистическими красками, не приспосабливая к идеологии одного дня. Мы именно из той эпохи получили очень многие блага, ставшие фундаментом независимости. И я уверена, что лучшая идеология - это уважительное отношение к истории, к лидерам, которые у нас были. Это и есть патриотизм. Поэтому я считаю, что моя книга будет очень полезна. И мне не жалко времени и сил, потраченных на каждый документ, каждую фотографию, давшую материал для монографии, - уверена Забих.

Ксения ЕВДОКИМЕНКО, фото Владимира ТРЕТЬЯКОВА и из архива Шолпан Забих, Алматы

Поделиться
Класснуть