Добру сносу не будет
Асель КАНИЯЗОВУ в микрорайоне “Акжар” все знают и называют не иначе как мать Тереза. Она живет по заповедям своей бабушки, которая учила, что материальное богатство не вечно, и только доброму имени сносу не будет.
Встретиться с Асель, чтобы поговорить, дело непростое.
- Я сегодня не могу, к парню одному еду, Павлом зовут, у него нет пальцев на правой руке и обеих стоп. Три года назад какие-то нелюди, чтобы сотку отобрать, избили его до полусмерти и в снег закопали. Конечности у него и отмерзли. Лучше про него напишите, ему помощь нужна. Когда-то он нормально жил, работал на вулканизации, а сейчас выживает в нечеловеческих условиях на абайских дачах, - плачет в трубку Асель. - Завтра?.. Завтра волонтеры приедут, из моего социального магазина вещи для погорельцев будем подбирать. А послезавтра мне надо к больной лежачей женщине. Она, говорят, не встает, пролежни уже, мечтает хотя бы помыться. Ни еды, ни тепла в ее съемной комнате нет…
Когда же все-таки удается встретиться, Асель заявляет, что о своей скромной персоне ей вроде бы и рассказывать нечего.
- Коренная алматинка, училась в Казахстанско-германском лицее на специалиста ресторанного дела и гостиничного бизнеса, трудилась по специальности, пока в 2009 году не заболела. Нашего брата-инвалида на работе не особо жалуют, но на пособие прожить тяжело, потому всегда приходилось подрабатывать в разных местах - то в мечети, то в кафе, то в кондитерской. Я мать-одиночка, доченьке моей Аружан 14 лет, сыну Айсултану семь. Пока была жива бабушка, которая и меня с пеленок воспитала, сильно мне с детьми помогала. В 2017 году ее не стало. Горевала я страшно, ведь потеряла самого дорогого, самого доброго человека. Люди в нашем районе до сих пор помнят, как моя бабушка Кулянда Нурмухамбетовна всем помогала, всех поддерживала. Теперь я стараюсь жить так же…
Однажды у Асель появилась мечта - социальный магазин. Те, у кого нет большого достатка, могли бы приобретать в нем бэушные вещи за символическую цену, а собранные деньги должны были пойти на покупку хлеба, сахара, макарон для нуждающихся стариков. Каниязова бросила клич, и соседи, подруги, знакомые знакомых без конца везли к ней во двор ненужные вещи.
- Одежда, обувь, коляски, игрушки, посуда, техника и даже надувные бассейны! Вещей было так много, что я испугалась, - вспоминает Асель. - Но продать их не удалось. Как я скажу, например, пожилой женщине, которая воспитывает внука-сироту, чтобы за куртку отдала 500 тенге, а за сапоги - 200, если у нее на хлеб денег нет?! На помощь мне пришла директор школы №186, которая находится в нашем микрорайоне. Она дала машину, выделила кабинет, и мы перевезли туда все вещи. Одели-обули детей из малообеспеченных семей и всех нуждающихся, кто живет в нашем поселке. Я сама росла в девяностых и знаю, как это, когда хочешь одеться и не можешь, нет возможностей ни у тебя, ни у родителей.
А потом о добрых делах Асель узнали волонтеры. Кстати, пока мы разговаривали, она получила от них видеосообщение: “Вот эта женщина сейчас в мороз стоит с закутанным в одеяло ребенком на руках на улице и продает яблоки”.
- Вот так это и работает, - объясняет наша героиня. - Сейчас будем в чате что-то решать. Ребенку комбинезон нужен, да и женщине теплые сапоги не помешают.
Асель состоит в восьми чатах, где на тему взаимопомощи общаются “Мамочки Алматы”, многодетные из центра “Бақытты отбасы”, волонтеры, сотрудники благотворительных фондов и социальные работники акимата Наурызбайского района Алматы.
- Вы не поверите: среди нас нет ни одного миллионера, это все простой народ помогает друг другу, собираем с миру по нитке: кто пятьсот тенге закидывает, кто триста, кто тысячу. Потом снимаем видеоотчет, чтобы за каждую копейку отчитаться. Так всего за два дня Паше машинку-автомат приобрели, биотуалет, уголь. Одна наша мамочка эмульсию купила, завтра пойдет ему косметический ремонт делать, чтобы он как человек жил. Из “Уголка добра” дали ему рис, горох, гречку, томатную пасту, подсолнечное масло, сушки и печенье. Ему еще ноутбук, телефон нужны, чтобы он сам на жизнь зарабатывал.
“Уголок добра” - еще одна мечта, которую Асель удалось осуществить.
- Акимат нашего района увидел, что я идейный человек, и убедил хозяев 11 магазинов выделить полки для нуждающихся. Также меня поддержал фонд “Мерейлі Аналар”, многодетные мамы, которые хорошо живут, и 60 нуждающихся семей теперь постоянно имеют на столе самые необходимые продукты. Вот бы про мой “Уголок добра” побольше людей прочитали и заполнили полки! Не надо икру черную или красную, нужны самые простые продукты. Например, сегодня звонила предпринимательница, которая хотела узнать адреса магазинов, чтобы каждую пятницу закладывать по 20 буханок горячего хлеба.
Не сидела Асель без своих добрых дел и во время строгого карантина. Однажды написала в чат многодетных матерей Наурызбайского района: “Девочки, вы только представьте, в каком аду сейчас живут наши медики. Они сутками принимают больных коронавирусом, не видят родных и даже не могут поесть нормальной домашней еды! Почему в 1941-м наша армия врага победила? Потому что тыл у нее был надежный. И мы врачам, которые сейчас, как на войне, должны поддержку оказать”.
На призыв Каниязовой, которая тут же создала в WhatsApp группу “Надежный тыл”, откликнулись около 70 мамочек. Они в Наурыз четыре дня кормили врачей 7-й горбольницы вкуснейшими наурыз-коже, баурсаками, пловом, лепешками, салатами.
- Вставали ни свет ни заря, а уже в 8 часов приезжали волонтеры, которые и отвозили врачам то, что мы приготовили. И все это мамы-инвалиды, одиночки, многодетные из бывшего поселка Чапаева, абайских дач, микрорайонов “Акжар” и “Шугыла”. Я взяла свою 16-литровую кастрюлю, отварила в ней большую курицу и приготовила прекрасный домашний борщ. Достала из морозильника ягоды, которые у меня всегда есть, и сварила витаминный компот. И так каждая из нас. Пусть мы живем небогато, но материальный достаток не главное, потому что не вечное. Моя бабушка говорила, что только доброму имени никогда сносу не будет.
А потом она призналась, что многие ее не понимают. И бывает очень обидно.
- Сейчас модно говорить: хочешь помочь человеку - дай ему не рыбу, а удочку. Вот я и думаю: обула и одела отца многодетного семейства, он на работу хорошую вышел, мало того что семью смог кормить, так еще денег накопил, и они уехали на родину, в аул, где им жить легче будет. Или дала женщине, которая ходила в тапочках в мороз, зимние сапоги, и она теперь может стоять на пятачке на рынке “Алтын Орда”, где ищут работу. А как быть с детьми? Недавно один малыш прислал видео: “Асель-тате, мама взяла на вашей полке муку, мы сделали баурсаки. Они очень вкусные, рахмет сізге!” - улыбается сквозь слезы Асель.
Тем, кто ищет в ее благих делах корысть, она отвечает коротко: “Пусть это будет на вашей совести”. А тем, кто считает ее странной и даже ненормальной, пытается что-то объяснить.
- Мне так и говорят: “Ты дура! Ходишь всем помогаешь, а тебе-то кто подаст?” А я отвечаю: “Бог!”
И он, по словам Асель, уже дал ей хороших, здоровых детей. Аружан - круглая отличница, ее называют гордостью школы. Айсултан тоже хорошо учится и с удовольствием помогает маме, когда надо выгружать или загружать тюки с вещами.
- Прежде чем второго ребенка родить, я, конечно, сто раз подумала. И врачи сомневались, ведь я инвалид. Но я хотела родить только для того, чтобы дочь в случае чего не была одна. У нас часто идут разговоры про добро и зло, про то, что хорошие поступки всегда возвращаются. А недавно это подтвердилось. Дети давно просили у меня телевизор. И вот в прошлом году я оформила АСП и решила их порадовать: в мае оформила первый в своей жизни кредит на большой телевизор. И вдруг буквально через месяц указом Токаева малоимущим и инвалидам простили кредиты до 300 тысяч тенге. Мои дети так обрадовались! Согласитесь, все не просто так...
Оксана ВАСИЛЕНКО, фото Владимира ЗАИКИНА, Алматы