3421

Мы все скромные, земные люди

Этой осенью городские власти Алматы решают вопрос, найдется ли на Медеу подходящий участок земли, чтобы поставить памятник Медеу ПУСУРМАНОВУ, давшему имя местности и высокогорному катку

Мы все скромные, земные люди

Запрос на памятник подали в акимат его потомки. Правда, люди они как на подбор скромные, с журналистами общаться не жаждут. Склонить к беседе удалось лишь молодую и обаятельную праправнучку Альфию МЕДЕУОВУ.

Альфия МЕДЕУОВА.

Альфия - финансист, специалист по информационным системам и горожанка до мозга костей. А вот ее отец и дяди предпочитают жить подальше от города, разводить малину, сады, дышать чистым воздухом предгорий и каждый день физически работать. Видимо, это у них в генах.

Дедушка Альфии жил в частном домике в Бутаковском ущелье, вел свое хозяйство, держал корову, знал все тонкости сенокоса, а детей и внуков приучал к труду на земле. У него дома висела большая картина в раме - шежире рода, где были вычерчены многочисленные родственные линии, восходящие к Медеу Пусурманову. Но потом шежире исчезло самым банальным образом: дали кому-то из журналистов для подготовки материала, и документ в итоге затерялся. Восстанавливать по памяти родня не рискует, а в архивах не так много материалов о семье.

- Мой папа помнит это шежире, - рассказывает Альфия, - а я его даже не видела. Но точно знаю свою родовую линию: батыр Пусурман возглавлял войско, воевавшее против нашествия джунгар. У него было пять сыновей, в том числе и Медеу. У Медеу было 20 детей - 12 сыновей и восемь дочерей. Четвертый сын Ахметбек - мой прадед, дедушка - Ашимбек, папа - Клышпек. Кажется, что семья должна быть очень большой, но многие мужчины нашего рода не вернулись с войны, а кто-то не имел детей. И вообще мы не очень близко общаемся между собой. Родня встречается в основном на похоронах. К тому же мы люди скромные, не любим публичности, никто не выпячивает родство и фамилию. На самом деле, чем дальше поколения, тем меньше мы знаем про Медеу. По сути, для нас, молодых праправнуков, он не столько семейная легенда, сколько часть истории родного города. Хотя не скрою - приятно подниматься по ступенькам Медеу, смотреть на ледовый стадион и понимать, что все это названо в честь твоего предка. Мне про это рассказал аташка, когда я попала первый раз в это знаменитое место.

- Про Медеу очень много легенд: то он батыр, то купец, то святой человек…

- Действительно, про него было известно немного, пока историей не занялся профессор КазНТУ Муштай БАТЫРБЕКОВ (племянник Медеу). Он очень многое сделал, чтобы вернуть память о Медеу Пусурманове, - поясняет Альфия. - Батыром был отец Медеу, но богатства сыну не оставил. Медеу сам пас скот, батрачил и постепенно стал состоятельным человеком, заработав все собственным трудом. Насчет святого тоже ничего сказать не могу. Есть одна народная легенда, связанная с семейным кладбищем. На Первомайской плотине есть мусульманское кладбище и рядом с ним наше семейное. Там примерно десять могил, в том числе там покоится сам Медеу. Аташка как-то водил нас туда, показывал это место. К нам подошли люди, услышали его рассказ и дополнили историей о том, как при попытке вспахать землю между этими кладбищами рабочий погиб, и с тех пор больше никто не покушался на территорию захоронения.

Именно Муштай Батырбеков нашел в архивах интересное письмо. Медеу Пусурманов общался с губернатором Верного Колпаковским, но тем не менее подал официальный запрос, чтобы ему разрешили возвести дом на входе в ущелье Кимасар, где, кстати, была дача градоначальника. В ответ ему прислали официальную бумагу, что он и его родичи могут возводить в этом месте и жилые, и хозяйственные постройки, не спрашивая особого разрешения администрации. Дескать, человек, так много делающий для города, активный благо­творитель, имеет на это право.

Дом Медеу был построен примерно на том месте, где впоследствии стояла гостиница (ныне снесенная). В этой местности Медеу пас многочисленные стада, разводил леса. Он, кстати, был одним из известных озеленителей, вся семья активно сажала деревья в городе и его окрестностях. Красивейшая березовая роща по пути на Медеу - это дело рук его и его детей. За его счет были высажены сады в районе Терысбутака (Каменское плато), в районе Бедельбай озени (санаторий “Просвещенец”), в Баганашыле.

Кроме посадки деревьев Медеу и его родственники оказывали материальную помощь беднякам. Помогал он и пострадавшим от разрушительного верненского землетрясения, и сиротам, мечтающим получить образование. Вот такой, как сейчас сказали бы, социально ответственный гражданин.

Внук Медеу Ашимбек МЕДЕУОВ со своей семьей.

После смерти Медеу основная часть его хозяйства перешла к сыну Рахыму. С приходом советской власти он передал государству в общественное пользование табуны отборных лошадей и отары овец.

- Какая у вас в семье любимая легенда про прапрадеда? - спрашиваю Альфию.

- Когда в начале века из-за столыпинской аграрной реформы многие казахи решили бежать в Китай, Медеу пришел к местной власти и сказал, что у него могут забрать все его имущество, но он останется на родной земле. Ему за такой патриотизм гарантировали безопасность и даже предложили взять батраками арестованных перебежчиков, но гордый Медеу сказал, что у него большая семья, есть деньги для наемных рабочих и дармовая рабочая сила не нужна.

Медеу ушел из жизни в 1908 году. При советской власти постепенно растаяло его наследие, оставленное сыновьям. Зато осталась гордость за предка, так много сделавшего для родного края и соотечественников.

- Я когда бываю на Медеу, чувствую какую-то особую энергию, это место моей силы и гордости. В 2018 году мы писали в акимат Алматы, просили поставить памятник Медеу там, где он жил. В этом году наконец пришел ответ, что памятник поставить можно, обещают в течение месяца определить, есть ли на Медеу подходящее для этого место. Если таковое будет найдено, нас поставят в очередь на изготовление памятника за государственный счет. Правда, когда я спросила, как долго будет подходить очередь, мне ответили, что некоторые ждут и по 15 лет. Быстрее только за свой счет. Но разве не логично было бы, чтобы своему знаменитому горожанину памятник оплатил город?

Ксения ЕВДОКИМЕНКО, фото Владимира ЗАИКИНА и предоставлены Альфией МЕДЕУОВОЙ, Алматы

Поделиться
Класснуть