Сал и пять легенд о нём
Среди внуков Гарифуллы КУРМАНГАЛИЕВА - великого певца, степного Орфея - только одна Меруерт стала музыкантом.
Именно она собрала и выпустила книгу с воспоминаниями современников, с красочными легендами из жизни аташки, а сейчас поддерживает его учеников и готовит к выпуску сборник песен, написанных Гарифуллой.
Легенда первая. В 1954 году на гастролях в Киеве то ли от зависти к народному любимцу, то ли шутки ради кто-то перенастроил домбру Гарифуллы, чтобы звучала она выше. Начнет артист петь, не возьмет верхние ноты и опозорится. Но Гарифулла с блеском выдержал испытание, хотя уже за кулисами в сердцах бросил: “чуть кишки не порвал”. Говорят, именно на этом выступлении сам Буденный пытался подарить саблю певцу.
- Дедушка был невероятной личностью, - рассказывает внучка певца Меруерт. - И у каждого артиста, выступавшего в свое время с ним, есть свои истории про него. Поэтому я однажды решила собрать их и издать отдельной книгой “Əнімен елің тербегең”. Именно дедушка сделал меня музыкантом, хотя ни разу не занимался со мной музыкой да и вообще никого из детей или внуков не тащил в музыкальную школу.
Гарифулла Курмангалиев - уникальный самородок. В тридцатых годах он успел поработать председателем колхоза, а в 1934 году на всеказахстанском слете народных талантов парня приметили и определили в оперный театр. Его творчество сочетало, с одной стороны, исполнение оперных партий, с другой - традиционное искусство Западного Казахстана. Гарифулла был типичный сал - певец и сочинитель, любимец публики, красавчик, которому прощались дерзости за невероятное обаяние и талант.
- Я пришла в эту семью, когда Курмангалиев был на пике популярности, и всегда удивлялась, что свекор не распевается перед выступлением в театре, - вспоминает Ляйля КУРМАНГАЛИЕВА, жена Саната, сына певца. - Один раз даже так и сказала ему: мол, может, вам надо подготовиться как-то, скоро же идти на спектакль? Он только засмеялся: “Нет, мне это мяу-мяу не нужно”. Жена всегда называла его восьмым, самым трудным ребенком в семье…
Все в этой семье великолепно пели и были музыкальными, но лишь старшая дочка Сауле стала профессиональной вокалисткой. Болат занимался строительством атомного опреснителя в Актау, потом рисоводческого хозяйства в Баканасе и Большого Алматинского канала, Санат - доктор экономических наук, академик, Нурлан - заслуженный работник МВД РК, Ерлан выбрал госслужбу, Гебрат, ушедший из жизни в 26 лет, тоже был экономистом, как и вторая дочь Шехерезада.
Легенда вторая. Гарифуллу во время войны призвали на фронт. Жена, носившая ребенка, успела с ним попрощаться, но певца определили не в войска, а в концертную бригаду. Одно из самых запомнившихся выступлений было во время боевых действий под Сталинградом. Артистов привезли поздно ночью и определили для ночевки в сарай. Стоял мороз, в помещении было темно, и спать устроились на наваленных кучей мешках. А уже утром увидели, что это были тела убитых бойцов... За то выступление маршал Жуков лично наградил Гарифуллу орденом Красного Знамени. Да еще и подарили артисту мешок муки. Певец был невероятно горд, что возвращается пусть в товарняке, но с такой богатой добычей. Вот только ночью кто-то мешок украл. Гарифулла был счастлив, что хотя бы не украли гораздо более ценный для него предмет - легкую, звучную, сделанную на заказ домбру.
Сауле Курмангалиева не планировала идти по стопам отца - предполагалось, что девушка выберет себе вполне обычную профессию. Но однажды ее пение во дворе услышала проходившая мимо педагог из музыкального училища. Она пригласила девушку прийти на прослушивание и убедила заниматься вокалом. Правда, в семье к этому серьезно не относились, папа снисходительно говорил: мол, пусть поет, может быть, в хоре будет работать. Но Сауле с блеском окончила Московскую консерваторию, стала лауреатом фестиваля молодежи в Москве и при зачислении в оперный театр получила первые партии.
- Она потрясающая певица, - горюет Ляйля, - ушла из жизни совсем недавно, два месяца назад, в возрасте 82 лет. Она была профессором консерватории, ее ученики поют сейчас на лучших сценах мира, но Гарифулла не особо хвалил дочку, упрекал ее, что поет на казахском с акцентом. Какого-то восторга оттого, что она пошла по его стопам, не было.
Легенда третья, рассказанная композитором Еркегали РАХМАДИЕВЫМ. В 1962 году в Алматы приехала собирательница народных голосов из Англии, конечно, ее познакомили с Гарифуллой. Артиста долго упрашивать не пришлось, он включил все свое обаяние, запел, и… гостья открыла рот. Потом облегченно вздохнула: “Все понятно, он кастрат, нормальный мужчина не может брать такие высокие ноты!” Сотрудники филармонии начали горячо убеждать гостью, что по этой части все в порядке: у артиста семеро детей. Та самая запись, сделанная гостьей из Англии, через две недели прозвучала по Би-би-си и по Всесоюзному радио.
- А вот для меня именно дедушка стал проводником в мир музыки, - признается Меруерт. - Я хоть и окончила музыкальную школу, но в училище пошла, скорее всего, по настоянию родителей. Но вот на очередной юбилей дедушки мне выпало счастье в качестве представителя семьи поехать к нему на родину, в райцентр Каратюба. И я была ошарашена приемом. Там меня только что на руках не носили за то, что я внучка такого певца! Я-то считала, что у нас дом всегда полон дальними родственниками, которых бабушка пристраивала помогать по хозяйству и с которыми старшее поколение отводило душу, разговаривая на казахском. А когда приехала на праздник, то поняла, что это все не тетушки-дядюшки, а настоящие звезды - ученики деда. Все жители села пели, как настоящие артисты!
Сначала было странно, что я, имея диплом консерватории, не могу с ходу повторить мелодии этих народных песен. Они оказались очень сложными и непривычными. Захотелось узнать народную музыку поближе, и, чтобы докопаться до корней, я начала с изучения домбры и творчества Мухита МЕРГАЛИЕВА, песни которого так блистательно исполнял дедушка. Я даже ездила по этому краю с экспедициями, чтобы записать и переложить на ноты песни. В результате выпустила книгу “Мухит сал”, в которой представлены все песни Мухита в нотах и даже с домбровым сопровождением. Гарифулла и сам писал песни. В настоящее время мы подготовили сборник из 250 песен, но сейчас я понимаю, что впереди еще сложная работа - надо переложить их на ноты максимально близко к традиционной манере. Кстати, я в одном чате объединила всех учеников дедушки, почти девяносто человек, слежу, чтобы не закрывались в музыкальных школах специализированные классы, поддерживающие именно западноказахстанское традиционное пение. Это важная уникальная часть культуры, которую очень легко потерять, если не будет ее носителей.
Легенда четвертая. Во время одной из поездок с концертами по глубинке Гарифулла отстал от поезда и догонял артистов в вагоне с углем. Приехал страшно расстроенный, что его белый костюм безнадежно испорчен. А ведь он очень любил красиво одеваться, всю одежду подбирал в тон, даже носки, а новому модному пальто радовался как ребенок. В итоге все артисты помогали приводить одежду в порядок.
- Вы знаете, - вспоминает Меруерт, - с возрастом у дедушки появились проблемы с памятью, он долго перебирал имена внуков, путал нас. Но если мы просили спеть какую-то из его песен, тут он ни разу не забывал ни одного слова! Очень любил сцену. И не важно, где надо было выступать, лишь бы публика была. Кстати, он впадал в такой раж, выдавал такую мимику, что его в шутку называли “бешеный глаз”.
- Одно время в оперный театр ходило не так много народа, - вспоминает Ляйля. - Бывало, что в зале десяток зрителей, а на сцене и в оркестровой яме больше сотни участников спектакля. Так вот Гарифулла летом вместо отпуска собирал концертную бригаду из народных артистов, ехал по аулам и самым дальним поселкам и делал план театру. Зачастую желающих слушать артистов собиралось столько, что в клубе не хватало мест. Тогда, как на фронте, ставили грузовик, откидывали бортики и с этой сцены выступали. Потом для дорогих гостей накрывали стол, народ опять подтягивался, просили спеть. Гарифулла рассказывал, что порой до утра приходилось петь - отказать было невозможно при таком гостеприимстве.
Легенда пятая. В 1954 году формировали списки - кто из артистов поедет в Москву представлять культуру Казахстана на специальной декаде. Отбирали долго, тщательно, но в итоге то ли в результате интриг, то ли случайно из списка исчез Курмангалиев. Делегация прибыла в Москву, и едва ли не первый вопрос, который задал Хрущев, был: “А где же ваш Курмангалиев?” В итоге за артистом срочно отправили специальный самолет.
У Меруерт боевой характер, хотя даже он порой не помогает. Ее планы по сохранению памяти о великом исполнителе почему-то не вписываются в госпрограмму “Рухани жангыру”. Сын Санат одно время на свои деньги арендовал помещение в Алматы, в котором Меруерт со своим супругом Асхатом организовали музей Курмангалиева. Уникальные записи, хранившиеся в Москве, оказались выкуплены частным лицом, и для возвращения их на родину нужно платить деньги. Орден Красного Знамени, который вручил сам маршал Жуков за выступление под Сталинградом, был передан в музей оперного театра и во время ремонта утерян. Даже на родине певца в Уральске нет полноценной экспозиции, посвященной его жизни. Семья пытается снимать документальные фильмы, инициировать какие-то мероприятия, Меруерт ходит по кабинетам, доказывая очевидные вещи. А ведь в Генуе рядом со слепком руки Паганини хранится слепок гортани казахского певца. Жаль, что не в одном из наших музеев…
Ксения ЕВДОКИМЕНКО, фото предоставлены Меруерт КУРМАНГАЛИЕВОЙ, Алматы