5544

Денег нет? Просите у Вселенной

Как казаху прожить без бешбармака, рассказали нам в семье веганов

Денег нет?  Просите у Вселенной

Нуржан ТЛЕУБАЕВ, его супруга Динара ЕСЕМБЕКОВА и их дочки Нурсая и Дария уже несколько лет совсем не едят мясо и рыбу, а недавно отказались и от других продуктов животного происхождения: молока, сливочного масла и яиц.

На традиционных казахских тоях, куда ходят довольно часто, никто из них не смотрит на блюдо с бешбармаком: они берут фрукты, овощные салаты и картошку. А когда сами принимают гостей, то угощают сочными мантами с тыквой и свеклой и нежными чечевичными котлетами.

Традиционный казахский чай с молоком в семье тоже не пьют. Самым вкусным напитком в доме веганов считается чистая фильт­рованная вода, иногда в нее добавляют сок лимона. Сахар не покупают.

Первым отказался от мяса почти десять лет назад Нуржан, ему тогда было 32 года. Через пару лет к нему присоединилась супруга.

- Для моих родственников это был шок, но они нас любят и не стали переубеждать, отнеслись с уважением к нашему выбору, хотя в душе моя мама хочет, чтобы мы ели мясо, - улыбается Нуржан. - Старшая дочь Нурсая поначалу продолжала питаться традиционно. Мы готовили для нее отдельно и не заставляли становиться вегетарианкой, но потом она сама захотела. А Дария с рождения не ест мясо. Бабушка однажды принесла курицу и хотела ее накормить, жалела ребенка. Начала варить бульон, но малышка отказалась, сказала, что это воняет и невкусно. Теперь бабушки смирились и готовят нам плов без мяса, овощные манты со свеклой, капустой, тыквой, картошкой. На них даже наши племянники перешли, говорят: вкуснее, чем мясные.

- Мне было непросто стать вегетарианцем, пищевые привычки давали о себе знать, тем более, мы - казахи, и мясо входит в традиционные национальные блюда с детства, - рассказывает Нуржан.

Он вырос в деревне, каждый день ел конину, баранину. В 25 лет решил отказаться от мяса, но получилось не сразу - шел к этому еще семь лет!

- В этом году, когда мы переходили с вегетарианства на веганство, мне было невероятно трудно отказаться от сливочного масла, я его обожала, не мыслила без него жизни, - вспоминает Динара. - Сейчас привыкла и делаю бутерброды с ореховым маслом.

В будущем семья мечтает вообще перейти на сыроедение, тогда не надо будет тратить время на готовку, и даже газовая плита будет не нужна.

К ак говорят супруги, веганство - только часть их семейной философии, которая основана на разумном потреблении и экологической сознательности.

- Мы своей системой питания бережем природу, ведь вегетарианцы оставляют меньший углеродный след на планете, - объясняет Нуржан. - Сокращение потребления мяса ведет к уменьшению выделения парникового газа и уменьшению вреда, который наносят экологии отходы животноводства и мясной промышленности. Согласно зарубежным исследованиям мясоеды производят в два раза больше углекислого газа, чем веганы!

В супермаркете, к удивлению покупателей и персонала, Тлеубаевы укладывают покупки в сетки и тряпочные сумки, отказываясь от бесплатных полиэтиленовых пакетов на кассе.

- Мы стараемся не загрязнять планету. Дома сортируем мусор. Пластик и бумагу не выбрасываем, а копим на балконе, потом сдаем в специальные пункты приема вторсырья, но не ради денег, конечно, - добавляет Динара. - Если есть полиэтилен и другие неразлагаемые отходы, которые невозможно сдать на переработку, складываем отдельно, а потом сжигаем в печке у родственников, которые живут в частном доме. Воду тоже зря не льем и детей приучаем. Отказались от натуральных меховых шуб и шапок, но пока еще носим кожаную обувь, зимой у нас холодно…

Семья Нуржана и Динары и в остальном отличается от семей с традиционным укладом жизни. Например, когда родилась младшая дочка Дария, папа взял декретный отпуск и занялся воспитанием детей и домашним хозяйством, а жена преподавала в вузе. И сейчас именно Нуржан в будние дни готовит обеды, пока супруга пишет диссертацию по экономике (учится в докторантуре). Лишь полгода назад Нуржан, у которого, кстати, за плечами среднее техническое и два высших образования, вышел на работу с частичной занятостью и получает как менеджер около 50 тысяч тенге. На эти деньги и живет сейчас вся семья.

- Нам всего хватает. Конечно, у меня в планах найти хорошую работу и больше зарабатывать, но только не в ущерб семье. Нам важно много времени проводить вместе, - говорит Нуржан. - Моя мечта - работать в сфере внедрения электротранспорта, который не загрязняет атмосферу. Я учился в железнодорожном колледже, потом получил высшее образование по специальности инженер-механик автомобильного транспорта. Так что это мне близко.

Веганы уверены, что им удается жить на маленькую зарплату и при этом иметь всего в достатке не только потому, что они экономят на мясе, а потому, что делают благо Вселенной и она отвечает им взаимностью.

- Мы сейчас можем прожить на любую сумму, даже на 25 тысяч тенге в месяц, потому что взаимодействуем с Вселенной, благодарим ее каждый день, вот и живем в достатке, - воодушевленно рассказывает Нуржан. - Не успели мы подумать, что нужна картошка на зиму, родственники звонят: мол, мы с дачи едем, нам слишком много, заберите пару мешков. И так во всем. Когда возникают трудности, мы не переживаем, знаем, что все сложится наилучшим образом, и не впадаем в депрессию, а спокойно ищем выход.

- Когда я с первой дочерью выходила из декрета, то подумала: “Вот бы мне пару-тройку юбок деловых, а то в гардеробе только спортивная одежда”. Не поверите, в тот же вечер звонит сестра и говорит, что перебирала гардероб и хочет отдать мне несколько юбок. Именно юбок! И все мне подошли.

Дети веганов изнуренными и несчастными не выглядят. Вся семья обожает книги. Рродители и старшая дочь Нурсая - постоянные читатели в городской библиотеке. Младшая Дария читать пока не умеет, но хвастается своими раскрасками. Гаджеты родители дают им крайне редко. Девочки говорят на трех языках - русском, казахском и английском, выучили их благодаря мультфильмам.

- Я в один момент решил, что если уж и проводить время у телевизора, то с пользой, и начал включать им обучающие мульт­фильмы на английском, - рассказывает глава семьи. - Это моя методика. Сначала им было непривычно, а потом мы заметили, что младшая выучила цвета, счет на английском, умеет здороваться, прощаться и, главное, к месту употребляет эти слова. Нурсая теперь даже книги читает на английском и практически все понимает.

Шестиклассница учится в казахской гимназии, там же занимается национальными танцами и играет на фортепиано. Четырехлетняя Дария в садик не ходит, но при этом очень коммуникабельная и активная.

- Не подумайте, что у нас все так идеально и радужно, тоже бывают мелкие ссоры и трения, как у всех. Но мы не зацикливаемся на них и всегда вместе ищем выход из трудной ситуации, - говорит отец семейства.

- Нуржан всегда нам говорит, что нельзя обижаться и молчать, нужно все обсуждать вслух. Поэтому мы приучились любую ситуацию раскладывать по полочкам, - улыбаясь, добавляет супруга. - У Нурсаи сейчас такой возраст, когда возникают вспышки недовольства, но папа постоянно разговаривает с ней и показывает, как прекрасна ее жизнь: есть дом, родители, любящая младшая сестренка.

Екатерина НАЗАРЕНКО, фото автора, Петропавловск

Поделиться
Класснуть