Времена для троечников
Троечники, которых в школе считают тормозом образовательного процесса, на самом деле имеют преимущества перед отличниками в деле управления бизнес-структурами и даже всей страной. Такая вот она правда жизни от Ирины ТЕРЕНТЬЕВОЙ (на снимке), психолога и кандидата политических наук.
- Вы хотите узнать плюсы и минусы тех, кого мы называем троечниками? - задала вопрос Ирина Борисовна.
- Меня больше интересует: почему родители с первого класса хотят видеть своих детей отличниками, тогда как в жизни у троечников все складывается гораздо успешнее. В этом как бы есть элемент несправедливости.
- Давайте начнем с психологического портрета ученика-троечника. Он не напрягается в учебе, следовательно, не имеет какой-то патологии, у него практически нет комплексов. Неоткуда ему их набирать. После школы он идет в первый попавшийся колледж или вуз и продолжает там учиться максимум на твердую троечку. Но уже ближе к окончанию института, к 21 году, наш троечник начинает задумываться о том, что нужно сделать, чтобы у него что-то было. Дело в том, что троечники - народ, который хочет, чтобы у него все было и при этом он бы ничего не делал. Не зря говорят работодатели: если хочешь получить хороший результат, доверь дело самому ленивому сотруднику компании, а еще лучше, если этот сотрудник в прошлом был троечником. Он справится быстро. Троечник не любит упорно трудиться. Следовательно, идя по жизни и выискивая самые легкие пути решения поставленных перед ним задач, троечник изобретает самые легкие выходы из самых сложных положений и состояний. Отличники в основном следуют умным книгам, парадигмам, догмам, концепциям, которые кто-то когда-то установил. Троечник действует чисто интуитивно, что важно в бизнесе, где должно быть животное чутье и музыкальный слух. У троечника это как раз есть. Все сложные задачи он начинает перекладывать на тех людей, которые находятся вокруг него. Если отличник всю жизнь, напрягаясь, старается быть хорошим, положительным, то троечник всегда напрягает окружающих. Он всю жизнь будет четко делегировать свои полномочия. Следовательно, он будет набирать великолепный персонал для решения своих задач.
- Получается, когда мы в школе настаиваем на том, чтобы наши дети учились только на пятерки, мы определяем их будущее?
- Так оно и есть, процентов на 70. Очень редко кто из отличников владеет крупным бизнесом. Почему? Потому что им необходимы четкие предписания и правила: что делать... Увы, бизнес зачастую диктует собственные правила. Но справедливости ради отметим: отличники бывают разные - те, которые учатся на отлично и при этом действительно усваивают школьный материал. И есть другие: от урока к уроку получают отличные отметки, но материал полностью ими не усваивается, мы же с вами о таких ведем речь?! Я бы хотела обратиться к родителям этих отличников: не надо калечить психику ребенка, требуя высших отметок за знания, если вашему ребенку они не даются! Иначе неврозы и неврозоподобные расстройства обеспечены.
- Но троечника родители тоже по головке не гладят за низкие оценки!
- Дело в том, что троечник по своей натуре достаточно свободный внутри. Он всегда сможет отмахнуться, у него практически отсутствует чувство вины за плохие отметки... Для троечника важна не оценка, а его собственное хорошее состояние. Когда троечник вырастает, как человек, привыкший заботиться о собственном гармоничном мире, в своей взрослой жизни он постарается делать все всегда хорошо для себя. Как правило, бывший троечник в настоящем - великолепный бизнесмен.
- И этот бизнесмен уже, конечно, своих детей к вам на консультации не приводит?
- Приводит, чтобы я научила их жить в гармонии, если им не даются отличные оценки. Школьная оценка - не показатель уровня знаний, вы же знаете об этом.
- Но она говорит о трудолюбии человека! А у нас в политику и во власть часто приходят троечники, недобросовестные ученики в прошлом.
- То, что нашей страной наравне с бывшими отличниками могут править бывшие троечники, я думаю, неплохой показатель, наоборот, это показатель того, что именно троечники во взрослой жизни становятся креативными. Мало кто из отличников доходит до министров. Отличники, как правило, претворяют программы, которые вырабатывает министерство. В большинстве случаев так: троечник видит то, что происходит вокруг него, отличник видит только то, что происходит рядом с ним.
- Ирина Борисовна, к вам часто обращаются за консультациями политики. Их выбор продиктован тем, что вы имеете степень кандидата политических наук?
- Думаю, нет. Все гораздо проще: дела житейские.
- Разве это не связано: если у политика в личной жизни кавардак, у него и на работе беспорядок?
- Не думаю. Им свойственно не смешивать личную жизнь с общественной, чаще всего они четко отдают себе отчет в том, что их личная жизнь и управление государством - это совершенно разные стороны, и большей частью эти люди очень требовательны по отношению к себе.
- Спрашивают политики у вас мнение о своей деятельности?
- Нет, разговоры о политике в кабинете у психоаналитика практически не ведутся. И мы оба знаем: чем быстрее и эффективнее политик освободится от своих жизненных трудностей, быстрее найдет решение вопросов, тем быстрее он приступит к своей профессиональной деятельности.
- Кто из казахстанцев легче переживает нынешний кризис?
- Троечники! Можно сказать, сейчас время для троечников. Не зря говорят, что в период кризиса есть два варианта - либо ты процветаешь, либо, наоборот, погибаешь. Важно понимать: деньги с планеты Земля никуда не исчезли, и золото, и другие драгоценные металлы, и нефть... Каждые 8-10 лет подобные экономические коллапсы случаются и в нашей стране, и за рубежом, нужно не только научиться прожить этот период, но еще и подумать о том, как бы суметь завтра прожить еще лучше... А троечники - перспективный и креативный народ.
Хельча ИСМАИЛОВА, фото Владимира ЗАИКИНА, Алматы