2991

Смертям назло...

22 июня 1941 года герой нашей сегодняшней публикации готовился к демобилизации. Это должно было произойти в 10 часов утра...
На первый день войны в Брестской крепости находилось семь тысяч человек: военнослужащие, их жены и дети, на территории крепости были тюрьма, госпиталь и школа шоферов КГБ. После первого налета вражеской авиации и дикой бомбежки в крепости осталась половина людей.
Через день в плен сдались 1900 человек. Оставшиеся еще долго вели неравный бой, подробности которого до сих пор по крупицам восстанавливают историки и поисковики. До сих пор устанавливаются имена тех, кто в первые дни войны защищал крепость.
Один из них - наш соотечественник.
Мамиев Абдразак
(1917-1977 гг.)
В 1937 году окончил с отличием Тургенское педагогическое училище. После окончания училища работал преподавателем в школе села Кызыл Аскер Алматинской области.
В 1941 году служил снайпером в 3-м взводе 4-й роты 2-го батальона 125-го стрелкового полка.
Рассказывает доктор исторических наук, профессор Лайла АХМЕТОВА:
“22 июня в полдень несколько групп бойцов 125-го стрелкового полка, получив приказ, пошли на прорыв. В одной из групп под командованием Григория Ландышева был Абдразак Мамиев. Они с боем стали прорываться к лесам, чтобы выйти из окружения, однако немцы уже были на всей территории вокруг крепости и в городе Бресте. Практически все, кто не погиб во время прорыва, попали в плен...”
Из воспоминаний кандидата исторических наук, близкого родственника Абдразака Мамиева (его воспоминания хранятся в школьном музее) Еркеша Абдыжапаровича МАМИЕВА:
“...они были согнаны в лагерь военнопленных, который находился в Бяла-Подляска (Польша).
…В это время на этой территории активно действовали партизанские отряды Гвардии Людова, которые освободили группу военнопленных, среди которых был и Абдразак Мамиев. Освобожденные солдаты присоединились к польским партизанским отрядам, затем в июле 1942 года вошли в состав регулярных частей Красной армии.
С этого момента Абдразак Мамиев в составе 1006-го стрелкового полка Третьего Украинского фронта принимал участие в боях за освобождение Украины. Только в начале осени 1943 года мы получили от него первое известие, что он жив…
В конце марта 1944 года в одном из сражений при форсировании Южного Буга Абдразак Мамиев получает тяжелое ранение и попадает в военный госпиталь города Тбилиси, где ему ампутировали правую ногу до коленного сустава… В конце ноября 1944 года он вернулся домой.
Абдразак Мамиев о своей пережитой жизни в годы войны говорил нам очень скупо, сдержанно, очень осторожно. В 1947-1948 годах начались репрессии - выявляли тех воинов, которые находились в плену или за границей в годы войны. Комитет Госбезопасности сурово отслеживал и бескомпромиссно обвинял безвинных людей и этапом отправлял их в сибирские лагеря”.
Рассказывает Лайла Ахметова:
“Сейчас это кажется невероятным, но это наше прошлое: практически все герои Бреста, процентов девяносто из ста, прошли через проверки, тюрьмы, немецкие и советские лагеря. Партизаны были под следствием!
После войны Брестскую крепость растаскивали по кирпичам на строительство домов, и вот тогда в 1949 году наткнулись на останки лейтенанта НАГАНОВА и его бойцов. К счастью, при лейтенанте был комсомольский билет. По воспоминаниям ветеранов, во взводе лейтенанта Наганова было много наших соотечественников, казахов и уйгуров. Их имена, к великому сожалению, неизвестны. Но в тот роковой день они там были и воевали.
И с 1949 года началась поисковая работа, к которой через несколько лет подключился писатель Сергей СМИРНОВ, сам фронтовик, и с этого времени до сегодняшнего дня продолжается победное шествие нашей памяти. Я не устаю говорить: “На каждый эпизод войны не нашлось своего Смирнова”. Писатель доказал: Брестская крепость не сдалась в первые же часы войны, там стояли насмерть…
Изучая горечь и страдания июня-июля 1941 года, думая о погибших красноармейцах и офицерах, мы должны осознавать еще и всю сложность послевоенного времени…”
Рассказывает участник боев в городе Бресте Габбас ЖУМАТОВ:
“Я его хорошо знал. Мы призывались в армию вместе и ехали вместе на место службы.
После войны мой друг Хаджимурат Сыздыков мне сказал, что Мамиев жив. Я его нашел. Он удивился: после службы в крепости мы не имели никакой связи. У него было тяжелое ранение, ему было очень нелегко.
Мы стали встречаться.
Награда нашла его позже”.
Из воспоминаний Еркеша Абдыжапаровича Мамиева:
“Особенно радостным событием для Абдразака Мамиева, его семьи и друзей было получение через годы после окончания войны ордена Красной Звезды за его боевые заслуги, к которому он был представлен в 1944 году (в свое время орден не был вручен, так как он был в госпитале)”.
Рассказывает Марат СЕЙДАКУЛОВ, директор школы села Кызыл Аскер:
“Абдразак-ага Мамиев вернулся в школу, в которой работал до войны. Женился здесь. Супруга Абдразака-ага тоже работала в школе, вместе они воспитали восемь детей. У нас сейчас где-то около 80 домов, столько же учеников в школе, а тогда было раза в два меньше. Сейчас у нас неполная средняя школа, а тогда была начальная. Но именно с тех времен школа - это центр всего, что происходит хорошего в Кызыл Аскере: праздники, выборы, выступления артистов эстрады, встречи с известными людьми…
Вы поспрашивайте всех жителей аула: Абдразак-ага никогда не ставил себя выше кого-либо, он был родным человеком, который сам ходил в гости к односельчанам и принимал их у себя дома, поэтому в музее мы рассказываем обо всех наших земляках, которые воевали, их было 40 человек.
Дети Абдразака-ага Мамиева часто навещают школу, всегда с подарками, помогают проводить районный футбольный турнир…”
Сейлбек НУРДИЛЬДАЕВ, житель аула, случайно заглянувший в школу:
“Мне 67 лет. Я учился у Абдразака-ага Мамиева с 1-го по 4-й класс. Он не был строгим и не наказывал никого. Он меня любил, он всех любил.
Своего коня, на котором ездил, если просили - всегда давал”.

Мы были в школе, которая носит имя Абдразака Мамиева. Потрясающая аура, по-домашнему уютно. Апашки неспешно идут к школе и, узнав о цели визита, зовут к себе в гости. Чистый воздух, который тут сравнивают со швейцарским…
Дом Абдразака Мамиева не сохранился. Говорят, он был саманный и не выдержал испытания временем.
А память о человеке, чья жизнь стала подвигом, пройдя жесточайшие испытания, сохранилась.
Не рассказывал никому Абдразак Мамиев, что он в Брестской крепости вынес из-под огня раненого командира.
Наверное, свой поступок он не оценивал как геройский. Так - рядовой эпизод.
Лайла Ахметова, занимающаяся историей защитников Брестской крепости - казахстанцев, сказала, что на сегодняшний день точно установлены 507 имен. Это еще не все…

Хельча ИСМАИЛОВА, фото Владимира ЗАИКИНА, Алматы

Поделиться
Класснуть