1569

Семейные ценности

Это только маленькая часть работ Александра Щербакова.

Если вам не повезло посетить в мае этого года выставку Александра ЩЕРБАКОВА в музее имени Кастеева - ну не было вас в южной столице, к примеру, или вы не слышали об этом, - то можете увидеть его творения, посетив дом Александра.
Для этого, правда, придется потрястись по нашим дорогам часов пять. Вас встретят у дома, где с утра выметают двор, поливая обильно водой. Вы пройдете к крыльцу под тенью виноградника, с которого свисают укутанные в разноцветные платки и газеты гроз­дья (чтобы птицы не поклевали), на пути вам встретится клумба, прежде чем вы переступите порог дома с чисто вымытыми полами.
- Как у вас уютно в доме, - сказала я.
- Спасибо, - ответила мама Александра.
И добавила, что дом не их, они шесть лет снимают это жилье.
Дом просторный, большой зал, как полагается в этих краях, строился с расчетом, что за дастарханом разом смогут разместиться на корпешках человек 50, а то и больше. Стены вместо привычных ковров украшают картины Александра.
Среди них есть прямо-таки мистические. Как-то нарисовал Александр улицу Фурманова в Алматы.
Не то чтобы часто парень здесь бывает и даже не то чтобы он как-то особо любит этот географический кусочек мегаполиса. В Алматы большей частью Александр наведывается в больницу. И если случается прогуляться, то это скорее не экскурсии, а наброски к прогулкам: парню больше получаса находиться в вертикальном положении нельзя.
Вот однажды, вернувшись, он взял в руки кисти, прорисовал улицу, перспективу и даже автобус, на котором значился номер. Думал, это его видение, похожее на фантазию. Скоро прибыл гость из Алматы. Может, такой же, как мы: проезжал мимо и не мог не заглянуть.
Гость сказал: “О, я знаю этот участок улицы, а на этом автобусе работает мой брат”.
Возможно, фото­графическая память Александра совершает чудеса. А возможно, так прокладываются нити к будущим знакомствам. Я вот тоже узнала кусочек реки Весновки, где живу, а Александр там был проездом. Мгновение, можно сказать.
На стенах рядом с городским пейзажем - Чарынский каньон, знаменитая ясеневая роща, степные просторы. Все - рядом, практически в шаговой доступности, если бы не диагноз парня, который диктует свои условия, запрещая путешествия больше чем на полчаса... У него смещение шейных и спинных позвонков, частичный паралич конечностей и нарушение функций стояния.
Но это не мешает Александру, который ни разу не был на знаменитых горячих источниках Уйгурского района, создать прибор, который мог бы энергию пара, идущую от пробуренных скважин, откуда бьет фонтаном кипяток, использовать в теплицах. Расчеты и действующий макет имеются. Агрегат, который, если его воплотят в жизнь, может принести огромные прибыли, сегодня представляет собой обычную пластиковую емкость, куда пар подается через шланг, который в свое время верой и правдой служил стиральной машине (на верхнем снимке).
Александр создал из подручных материалов 11 игрушек-трансформеров.
Если бы у нас в стране был завод игрушек, то Александр предложил бы им свои творения. И тогда мы могли бы купить своему чаду игрушку-трансформер, где барс превращается в Золотого человека. Два символа в одном.
Брат Дима восхищенно объясняет, как Александр начитан, что сотворенная им коллекция динозавров опирается на такие знания, что Александр может провести, если надо, лекцию часа на два, и рассказ его будет сопровождаться демонстрацией некогда населявших планету животных-великанов.
А мама Вера Александровна, бывший учитель истории, подводит к моделям боевых машин и рассказывает, что они соз­даны в масштабе по реальным прототипам военной техники времен Второй мировой войны и современного вооружения.
Вот так, как бы передавая друг другу эстафетную палочку, два верных гида, мама и старший брат, проводят по дому экскурсию.
Будут искренне - в который раз! - удивляться архитектурной задумке Александра, который рассчитал для супермаркета не только автостоянку с устройствами для подзарядки электромобилей, но и альтернативные источники питания на крыше вместе с вертолетной площадкой. И поведут дальше - к макету культурного центра...
Там рядом со всем этим великолепием стоит маленький домик. Без названия. Почему-то о нем много не говорят. О нем вообще молчат, даже когда уточняешь и переспрашиваешь.
Наверное, это мечта.
Дом, в котором можно жить.
Свою квартиру они продали шесть лет назад. Денег хватило на лечение сына и мамы. Сыну лечиться дальше. Мама о себе ничего не говорит. Все - о творчестве.
Старший брат ухаживает за больным отцом, который живет отдельно. У отца был инсульт. Там еще дедушка, фронтовик, 90 лет, старенький, со зрением проблемы.
- Но мы не об этом, - говорят оба. Брат и мама.
Посмотрите, как талантлив наш парень.
Талантлив.
Но поступить учиться никуда не может, поскольку получил среднее образование на дому, а к ЕНТ не был допущен по состоянию здоровья.
Брат утверждает, что Саша мог бы учиться дистанционно.
Но без результатов ЕНТ это невозможно.
Кулибин из Шонжы не может физически выдержать три часа сдачи ЕНТ.
- Вам понравилось? - беспокоилась мама.
Понравилось.
Но особое чувство вызвали отношения в семье. Где мама забыла о себе, посвятив себя развитию сына. Дома хранят даже обы­кновенные коробочки, которые мальчик склеивал, ему нужно было развивать моторику пальцев.
Коробочки из детства представляют ценность только для мамы и брата как мерило их совместных шагов к нормальной жизни. С практически пустым семейным кошельком.
В биографии, составленной семьей, написано сухо и как-то даже казенно:
“Александр стремится к тому, чтобы все направления его творчества стали доступными и познавательными для людей и принесли реальную пользу обществу”.
Без всяких обид на общество, в котором нет равных возможностей для людей, кому не очень повезло со здоровьем.

Хельча ИСМАИЛОВА, фото Владимира ЗАИКИНА, Шонжа, Алматинская область

Поделиться
Класснуть