3616

Только не исчезай

Их всего 15 человек. Они надеются, что смогут сделать жизнь детдомовских детей чуточку лучше. Все они - участники проекта “Наставники”, люди, готовые дружить с воспитанниками детских домов и помогать им.

Сауле

С координатором проекта “Наставники” Сауле КАГАРОВОЙ (на верхнем снимке) мы сидим на летнике одного из кафе недалеко от центра развития для детей, в который она только что привезла девятилетнюю Лиду и одиннадцатилетних Галю и Дениса. Они воспитанники учреждения “Ковчег” из Талгара, в котором живут брошенные дети. Для ребят это третье занятие и третья встреча со своим наставником - Сауле.
- Я огорчена, - вдруг произносит она. - Сейчас позвонили из центра и сказали, что на прошлом занятии Лида назвала одну из девочек жирной. Сегодня придет ее старший брат. Будем разговаривать. Конечно, извинюсь. Скажу, что прекрасно понимаю, как обидно слышать подобное в свой адрес. Надеюсь, он поймет. Боюсь, что родители будут против того, чтобы ребята из “Ковчега” занимались вместе с их детьми. Психолог уже говорила: “Наверное, для ваших ребят придется создать отдельную группу”. Но тогда теряется смысл этих занятий, ведь мы хотим, чтобы ковчеговцы социализировались, научились общаться с “домашними” детьми.
Сауле заметно переживает и будто мысленно все время возвращается к предстоящему разговору. Это не первая проблема: в прошлый раз Галя, увидев нож, стала рассказывать всем присутствовавшим о том, что резала себе вены, да еще и показала, как она это делала. Именно после этого инцидента и возник разговор о том, что ковчеговцев нужно отделить от всех остальных. Но дети об этом не знали. Они вышли с занятий со счастливыми лицами, а по дороге в Талгар наперебой рассказывали Сауле о своем прошлом. После той поездки она написала письмо для всех, кто тоже хочет стать наставником. Вот некоторые строки из него:
“...Денис вдруг сказал: “Нас мама четверых прямо в грязь бросила и ушла”. Лида поддержала: “Папа нас бросил, потому что пил. Ему говорили: “Не пей, не пей, а он все равно”. Слушать это было непросто. Нам говорили, что про семью лучше не спрашивать - детям тяжело, но тут они сами о ней заговорили. Психолог сказала, что это пошло с бессознательного уровня, потому что ребята на арт-терапии проработали отрицательные эмоции. Второй раз дети настойчиво говорят о том, что хотят ко мне домой. Волновалась, но честно объяснила, что пока не готова. Хочу, чтобы мы сначала получше узнали друг друга. Потом начну знакомить их с членами моей семьи и, если домашние не будут возражать, смогу приглашать ребят в гости с ночевкой. Честно говоря, муж против, но надеюсь, что, как в “Маленьком принце”, будем садиться с каждым днем на шаг ближе...
В какой-то момент ребята решили спеть и хором затянули: “Мама - первое слово”. “Было тяжело дышать...” - так Сауле характеризует свое состояние в тот момент. Песню о маме исполняли Галя, которая ничего не знает о своих родителях, Лида, к ней изредка приходит старший брат, и Денис, самый счастливый - у него есть родственники, они иногда забирают его к себе.
Сауле, как и все наставники, делает свои первые шаги на этом нелегком пути. У “Ковчега” много друзей, сюда постоянно приезжают волонтеры. Всем им предложили устроить детям - их в учреждении пятьдесят - праздник к 1 июня: взять одного-двух ребят и сводить в парк или кино. Может, эта встреча перерастет во что-то большее и взрослый захочет стать другом для своих подопечных. Проект в Талгаре только начало: его вдохновители рассчитывают на то, что к их инициативе вскоре присоединятся и детские дома Алматы.
- Вы не боитесь, что однаж­ды кто-то из ваших подопечных назовет вас мамой?
- Понимаю, что такое может случиться, но не боюсь. Я спокойно объясню им, что я не мама, а друг, - Сауле, у которой есть взрослые сын и дочь, готова к такому повороту событий. - Конечно, это дети, они надеются, фантазируют, но каждому из них говорят, что мы для них - друзья. Именно так они к нам и относятся. Знаете, нескольких детей из “Ковчега” показывали в программе “Дорога домой”, благодаря которой для детдомовцев находят усыновителей. Теперь эти ребята воспринимают всех взрослых, приходящих в их учреждение, как потенциальных мам и пап. В их глазах - надежда. На нас ребята смотрят по-другому. Ведь в жизни каждого человека есть отношения разного рода, необязательно родственные. Это не исключает симпатию и уважение друг к другу, помощь тем, кто рядом. В этом смысл нашего проекта: необязательно усыновлять ребенка, главное для него -
общение, поддержка, опыт, который мы можем передать. А это может сделать каждый, у кого есть немного свободного времени и желание протянуть руку нуждающимся. Главное - не превратиться в еще одного воспитателя и не скатиться к назидательному тону...

Анна

В свои 25 Анна ГУРАЕВСКАЯ (на снимке) самый опытный наставник - уже семь лет она дружит с детдомовской девочкой из Караганды по имени Рита. Когда Аня жила в шахтерской столице, стала приходить с друзьями в детский дом, общались сразу с группой ребят. Постепенно сложилось так, что Рита стала самой близкой. Аня ее не выбирала, все произошло само собой - девочка долго болела, и наставница стала навещать ее.
- Так мы и сроднились, - признается Аня. - Для меня Рита, которой сейчас 13 лет, - младшая сестра, я для нее - старшая, материнских чувств у меня к ней никогда не было. Это совершенно другие отношения. Когда я переезжала из Караганды в Алматы, объяснила Рите, что теперь мы не сможем видеться часто. Она поняла. Теперь мы постоянно созваниваемся, когда бываю в Караганде, обязательно встречаемся. Рита знает, что я ее друг, и она всегда может рассчитывать на мою помощь.
Аня не представляет, как можно выбрать одного или нескольких детей из пятидесяти ковчеговцев. На­деется, что, как и в про-шлый раз, это произойдет само собой.
- Как ни парадоксально, но в жизни этих детей и так хватает праздников, - говорит Аня. -
Ребят нужно устраивать на занятия в детские центры, прививать им любовь к учебе, заниматься их профориентацией. Это гораздо важнее, чем бесконечные подарки и походы в кино.
В европейских странах, в которых работает проект “Наставники”, с его участниками подписывают контракт. Одно из его условий: наставники должны общаться со своими подопечными не менее года и не исчезать внезапно из их жизни. Ведь это должно быть не игрой в благородство, а реальным желанием сделать наш мир немножечко лучше...

Вадим

В проект “Наставники” приходят с разными целями. Вадим и его супруга давно мечтают взять ребенка из детского дома. Они не раз обращались в подобные учреждения, но до знакомства с воспитанниками никогда не доходило. Хотелось общения с детьми, но вместо этого им показывали протокольные анкеты с данными о дате рождения и состоянии здоровья. “Ковчег” оказался палочкой-выручалочкой: здесь взрослым, готовым общаться с воспитанниками, были только рады. Вадим сразу же взялся за дело с мужской прагматичностью.
- Мы вместе с ребятами чиним мебель в “Ковчеге”, я показываю им, как это делается, а заодно общаемся, - делится первыми впечатлениями Вадим. - Говорим пока только на отвлеченные темы, личное не затрагиваем. А я и не форсирую события. Присматриваюсь, налаживаю контакт. Думаю, со временем пойму, кто из детей наиболее близок мне по духу. С ними и буду общаться как наставник. Усыновлю ли я кого-то из них? Не знаю, возможно, этого и не произойдет. Сейчас я просто хочу помочь кому-то из этих детей, научить их чему-то, сделать что-то полезное.
Вадим просит не называть его фамилию. Никто не знает о том, что они с супругой хотят усыновить ребенка. Свой у них есть. Кого они возьмут в семью еще, пока не определились, а потому и не хотят, чтобы об этой идее окружающие узнали раньше времени.

Оксана АКУЛОВА, фото Владимира ЗАИКИНА, Алматы

Поделиться
Класснуть