2517

Рельефный глобус

Вместо экскурсии по Волго-Донскому каналу Зинаида МИХАЙЛЮКОВА поехала на встречу с человеком, которого очень хотела видеть. Было такое желание. Лет 50 назад. Не то чтобы специально выбирала маршрут путешествия. Хотя как сказать.
В общем, пришла она в капроновом белом платьице, вся в кудряшках, молодая и красивая, с подарками.
- Здравствуй, - сказала отцу.
Там была другая семья. И девочка, внешне похожая на нее, дочь отца в том браке, набрав охапку ромашек, бежала по склону пригорка навстречу отцу, и он, распахнув объятия, подхватил и закружил ребенка. Зинаида потом подумает, что в ее детских воспоминаниях нет такой картинки, в которой она бы, захлебываясь от счастливого смеха, была рядом с папой, а тогда сердце сжалось. Но она улыбалась.
Потом они сидели за столом, и отец, глядя на Зинаиду, искренне признался: если бы я знал, что не придется побираться с вами, может, все было бы по-другому...
И опять она только потом поймет смысл услышанного: отец думал, что практически со слепой дочерью ему была уготована нищенская жизнь. И потому оставил первую жену с тремя детьми.
Зинаида уже работала в спецшколе для детей с проблемами зрения. Общаясь с такими детьми, дочь знала: ее судьба не исключение, отцы, как правило, оставляют семьи, в которых рождаются дети-инвалиды.
Признание отца надо было воспринимать как комплимент-удивление: надо же, дочь не только совершает путешествия, но и университет окончила, и работает в школе. С ее-то остаточным зрением, когда только один глаз видит на три сотых процента.
На прощание отец ей дал три
рубля. Коллеги возмущались и ругали ее: зачем взяла?
Да о чем это мы?
О том, что она каждый отпуск отправлялась в путешествие. Как-то раз в июле, когда у нас тут от жары плавился асфальт, она за полярным кругом играла в снежки. А в этом отпуске встретилась с отцом. Больше они не виделись. Никогда.

***

Искренность Зинаиды Кузьминичны может шокировать.
Она говорит, что сознательно решила не рожать детей. Дело даже не в том, что по всем медицинским показателям в ее случае можно было лишиться и остаточного зрения. Дело в том, что она боялась, что у ребенка могут быть проблемы со зрением.

Михайлюкова 46 лет была рядом с детьми, которые видели окружающий мир остаточным зрением. Или совсем не видели.
Имеет звание “Отличник просвещения РК”. Медаль “За трудовое отличие”, лауреат премии Алтынсарина. Единственный в стране кандидат педагогических наук, защитивший свой научный труд по тифлопедагогике - обучению детей с нарушением зрения.
Я помню, как много лет назад она обратилась в редакцию с просьбой защитить права невидящей девочки: ту на каникулах разлучили с родной сестрой. Родная сестра поехала отдыхать в летний лагерь, а подопечную Михайлюковой отправили в интернат для умственно отсталых детей.
Зинаида бегала по инстанциям и никак не могла достучаться до чиновников, что девочке там не просто плохо, а очень плохо: окружающие ее дети не сознавали, что девочка ничего не видит, а персонал не ведал, как работать с незрячим ребенком. Когда заканчивались аргументы, Зинаида плакала. И попутно собирала по знакомым и благотворительным фондам одежду для девочки.
- Чем закончилась та история? -спрашиваю.
- Ой, - восхищенно улыбается, - благодаря публикации в вашей газете девочка вернулась в семью. На них обратили внимание и оказали помощь.
Про свое участие - ни слова.
- Девочка выросла, она навещает вас, звонит по праздникам?
- Нет, - улыбается Зинаида. - Но у нее все хорошо.
А потом спохватывается, к чему я клоню, и деликатно обрывает тему благодарности:
- Они же маленькие, их защищать нужно.

***

Зинаида Кузьминична рассуждает:
- Как это можно слепого ребенка обучать вместе со слабовидящим? Слепой стучит грифелем, когда пишет, и мешает слабовидящему. Преподавание для незрячих специфично: рельефный глобус, рельефные карты, всякие пособия, обучаю­щие на ощупь. Я всегда буду на этом стоять: нужна опорная школа для незрячих детей. Такие школы существовали прежде в Алма-Ате и Караганде. Совместное обучение со слабовидящими считаю педагогическим преступлением.
В Алматы есть старая школа, которой 80 лет, для слепых и слабовидящих детей. Для чего нужно было в этом году открывать школу недалеко от Алматы, в Есике? В двух школах недобор, учебников нет, специа­листов нет!
Сначала у нас решили, что детям с сопровождающими дорого оплачивать проезд до школы, поэтому отменили оплату дороги сопровож­дающему. Вслед за этим случилось ожидаемое: родители стали просить открыть школы на местах. Школы открыли, и это решение, на мой взгляд, требует гораздо больших зат­рат, чем прежде уходило на проезд.

***

- Мне 72 года уже, восемь лет не работаю, - рассказывает Михайлюкова. - Как ушла из школы, стала сотрудничать с библиотекой при обществе слепых, раз в два месяца в течение пяти лет писала статьи для журнала при библиотеке, без гонорара. Они тоже мне сделали доброе дело - выпустили четыре книжки.
Дальше я написала государственную программу обучения незрячих по трудовому обучению, учебно-методический комплекс по рельефному рисованию, все это сдала в центр САТР в надежде, что они опубликуют. На территории Казахстана таких учебников не было! Я подписала договор, по которому отдала все права на учебники центру САТР. Восемь лет прошло - ничего не опубликовано.

***

- Книгу “Семейное воспитание незрячего дошкольника” попробовала отправить в Астану, - вспоминает отличник просвещения. - Получила хорошую оценку, прошла по конкурсу, попала в список книг, которые будут опубликованы. История закончилась тем, что из-за возникших проблем в министерстве мою работу вместе с 36 другими отодвинули. На следующий год я опять послала заявку, позвонила:
- Я хотела бы узнать о судьбе своей книжки.
На том конце провода прокричали кому-то мою фамилию:
- Посмотри. Там что-то про слепых!
А потом мне стали объяснять: нам было указание печатать только многотомники. Денег не хватает, юбилей Астаны скоро, а тут вы…
Я повесила трубку.

Книгу “Семейное воспитание незрячего дошкольника” Михайлюковой пришлось выпустить на свои деньги.
Хотелось пробить стену непонимания. Помочь, в конце концов, детям и специалистам. На презентацию пришли студенты-дефектологи. Вопросов никто не задал. Ни одной книги не купили.
- Не туда ребята поступили, наверное. Да и в чем они виноваты? - пытается понять она студентов. - Прослушали несколько часов тифлопедагогики, и все - стали специалистами широкого профиля. Незрячих детей в будущем ждут незрелые педагоги, которые придут к детям не по призыву души, а по результатам ЕНТ. По остаточному принципу.
- А вы сколько лет учились?
- Я сама прошла эту школу с 1-го по 11-й класс. Шесть с половиной лет училась на вечернем отделении исторического факультета КазГУ, два года заочного обучения на дефектологическом факультете в Ленинграде для тех, у кого есть высшее образование, и очно аспирантура в Москве.

***

Сегодня Зинаида Михайлюкова придумала себе другую жизнь.
Ходит в горы, занимается шахматами и настолько успешно, что недавно на республиканских соревнованиях взяла первое место. Ездит в магазины кондитерской фабрики как на экскурсию.
Встречается с друзьями, она им помогает, они - ей, поет караоке, играет в интеллектуальные игры.
- Всех ждет эта участь: выйти на пенсию и оказаться ненужным со своим опытом работы, которой отдал жизнь, - подводит итог она нашей встрече, и интересуется: - Вы на меня не обижаетесь, разговор вроде как грустным получился?
На что обижаться? На правду?

Хельча ИСМАИЛОВА, фото Владимира ЗАИКИНА, Алматы

Поделиться
Класснуть