2141

Утомлённая детством

Попав в детский дом №8 Семея в пять лет, Надежда Дмитриевна ЖЕРНОСЕНКО провела там... почти полвека!

Жизнь распорядилась так, что воспитанница детдома сама стала воспитателем - второй мамой для детей, лишенных родительского тепла. На первом восточноказахстанском областном слете выпускников детских домов в Усть-Каменогорске она должна была оказаться в центре внимания. Но...

- На слете каждый интернат области представлял по одному успешному выпускнику, - рассказывает директор детского дома №8 Олжас ОКАСОВ. - Мы единогласно решили: от нас выйдет на сцену Надежда Дмитриевна. Но, к сожалению, из-за плохого самочувствия она не смогла принять участия в этом мероприятии...
С легендарной воспитательницей мы встретились у нее дома. Сейчас она живет одна: любимый муж Петр ушел из жизни, ее единственный сын Николай, двое внуков и правнук живут на Украине. Но многочисленные воспитанники Надежды Дмитриевны, ныне живущие едва ли не во всех уголках СНГ, не дают ей скучать! Пишут, звонят, приглашают к себе в гости. Это при том, что воспитательница уже 20 лет на пенсии!
Во время нашего разговора у нас обеих то и дело наворачивались слезы... Судьба испытывала на прочность Надю с самого рож­дения. Когда ей было всего 10 месяцев, умерла мама. Забота о четырех детях легла на плечи отца Дмитрия. И тут в их и так нелегкую жизнь ворвалась кровопролитная война. Пока Дмитрий был единственным кормильцем в многодетной семье, его не брали на фронт. Но как только он привел в дом женщину с двумя детьми - получил разнарядку в трудовую армию на Челябинский завод, где собирали танки. Вскоре пришла похоронка... Мачеха со своими родными детьми тут же куда-то исчезла. Круглых сирот раскидали по разным детским домам. Шел 1944 год...
- Когда я - маленькая, беззащитная - со страхом перешагивала порог чужого здания, даже не подозревала, что скоро этот дом станет мне родным! - вспоминает Надежда Дмитриевна. - Хотя в послевоенное время нам было холодно и голодно, благодаря директору детского дома № 8 Тамаре Павловне АМОСОВОЙ и нашим любимым воспитателям мы были здоровы, одеты и обуты.
Надя любила учиться. После окончания десяти классов поступила в педагогический институт. Она уже несколько лет преподавала историю в школе, когда ее пригласили в родной детдом воспитателем. Коллеги хором отговаривали: зарплата маленькая, нагрузка чудовищная! Но Надежда Дмитриевна, не задумываясь, приняла предложение. Ведь там по-прежнему работала ее вторая мама - воспитатель Капитолина Михайловна ПОЛУЛЯХ. Кстати, старше ее самой всего на 12 лет.

- Устраивали ли мне дети проверку? - отвечает Надежда Дмитриевна мне вопросом на вопрос. - Да что вы! Я для них была своя, детдомовская. Мне они охотнее доверяли свои “страшные тайны”, чем моим коллегам. Да и я знала, с какой стороны подойти, чтобы ребенок не свернулся в клубок как ежик. Самое главное - очень осторожно относиться к своим словам. Наши дети такие ранимые! Однажды стала свидетелем, как учительница биологии в сердцах закричала: “Дармоеды! Сидите на шее у государства!”. Мои ребята после этого так ее невзлюбили!.. Но если они полюбят,  то всем сердцем. У моих первоклассников в средней школе № 5 был учитель Николай Ильич. Душевный человек, сердечный. И вдруг он тяжело заболел. Его заменяла молодая женщина. Неплохо вела уроки. Но вот прошло два месяца. Заглядываю в класс, а там у доски Николай Ильич пишет задание. А на нем со всех сторон повисли мои ребятишки. Кому места не досталось - гладят его висевший на стуле пиджак. Он увидел меня, руками растерянно разводит. А в глазах слезы...
В детдоме Надежда Дмитриевна делала то же самое, что любая мама. Следила за тем, чтобы дети были накормлены, умыты, причесаны, опрятны, все пуговицы на месте, носочки заштопаны. В школу привести, отвести. Уроки вместе сделать, дневники проверить. Книжки почитать, пошушукаться, спать уложить... А детей у мамы Нади было не двое и даже не трое, а 45! Надежда Дмитриевна признается: уставала жутко - и физически, и морально. Но никогда не возникало мысли отдохнуть от детей, к которым прикипела всем сердцем. Каждый год в отпуск она уезжала в детдомовский лагерь!
Интересно, что именно в том лагере Надя в детстве познакомилась со своим будущим супругом! Тогда дети делали зарядку под баян. Обычно баянисты в годах, а тут паренек лет 13. Оказалось, ученик музыкальной школы приехал подработать. С тех пор Надя его встречала в лагере каждое лето. Но искра между ними пробежала, когда она уже была пионервожатой и оканчивала институт.
- Петр Тихонович так и остался нашим баянистом. Как же его любили дети! - улыбается Надежда Дмитриевна. - Пришлось закрывать глаза, что он их постоянно провоцирует на нарушение режима. То в ночь на рыбалку уведет, то футбол смотрят допоздна. Днем нарежут хлеба, насушат, а ночью, лежа перед экраном телевизора, грызут сухари, запивая родниковой водой. Сколько же на следующее утро было восторгов! Я сразу вспоминала свои подобные ночи в детдоме. Наши любимые воспитатели шили нам на новогодние утренники костюмы сами. Чтобы все успеть, они не уходили, как обыч­но, к себе домой, а оставались с нами на всю ночь! С какой же радостью мы им помогали кроить марлю, красить, шить... В голове стучало: “Мы как настоящая семья!”. Ведь настоящие родители не уходят из дома на всю ночь, верно?

Сейчас все чаще звучит: детские дома нужно оставить в прошлом, а ребятишек, оставшихся без родителей, определять в патронатные семьи. Что думает по этому поводу женщина, жизнь которой 50 лет была тесно связана с детским домом?
- Сложно сказать. Все так изменилось... - задумывается Надеж­да Дмитриевна. - В мое время случаи усыновления были редки. Может, поэтому я их все отчетливо помню. У меня в первом классе был чудесный мальчик Саша СУСЛОВ. Немножко заикался. Как-то приезжает к нам пара с Севера. У них утонул 17-летний сын. Пожили немного вдвоем, больше невмоготу, решили усыновить мальчика. Вызывают Сашу в кабинет завуча. Я его веду. Ребенок растерялся: просто так к завучу не вызывают же - а вдруг будут ругать? А там сидит та самая супружеская пара. Мужчина говорит ласково: “Сашенька, подойди! Ты помнишь меня? Я папа твой! Я так долго тебя искал! Ты мой сын!”. Посадил Сашеньку на колени, к себе прижал... Мальчонка, конечно, поверил! Правда, больше я его не видела. Надеюсь, все у Саши сложилось хорошо. Все-таки времена были спокойнее. Но я так думаю: если отдавать детей чужим людям на воспитание, нужно тщательно отслеживать их судьбу. Что касается меня, я благодарна Богу, что попала в детдом. Иначе бы точно пропала!

Милана ГУЗЕЕВА, lana_semey@mail.ru, фото автора, Семей

25.06.2013

Поделиться
Класснуть