4649

Гнездо ласточек

В третий раз за все время существования алматинского “Дома Надежды”, а ему скоро исполнится 20 лет, директор Сандугаш ЖУАНЫШБЕКОВА (на снимке) готовится передать документы ребенка в детский дом.

“Дом Надежды”, открывшийся для того, чтобы помочь одиноким мамам, оказавшимся в трудной ситуации, когда им не от кого ждать поддержки, не позволил сотням ребятишек разлучиться с мамами навсегда.
Так и было задумано: пока чадо растет в прекрасных условиях, мама ребенка беспокоится о том, чтобы устроиться в жизни, найти работу, снять жилье и забрать малыша. На все про все ей отведено время до первого школьного звонка.
В прошлом году Сандугаш Смаковне позвонила таинственная незнакомка и поинтересовалась, знает ли она, что мама троих детей, которые растут в доме, ждет четвертого… для того, чтобы продать его. Что, возможно, именно таким образом горе-мамаша задумала решить жилищный и финансовый вопрос для трех уже имеющихся детей. Сандугаш Смаковна ахнула, вызвала маму.
Разговор был долгим и непростым.
- Я знаю, ты любишь своих детей, - говорила ей Сандугаш Смаковна искренне. Та действительно заботилась о детях как могла, часто навещала их, приносила после зарплаты игрушки и мечтала, что наступят времена, когда они все вместе будут жить под одной крышей.
Женщина рыдала и признавалась, что не хочет разлучаться с детьми и этого ребенка, что носит под сердцем, не собирается никому отдавать.
Сандугаш Смаковна опережает вопросы, готовые слететь с языка, гневные осуждения многих.
Она объясняет, что есть социально незрелые люди, которым нужна помощь, вроде как поводырь в жизни. Сандугаш Смаковна заранее согласна со всеми негативными оценками людей: имеют право.
Осуждать мы научились.
Протягивать руку помощи - нет. В лучшем случае - избирательно, ну очень избирательно.

Скоро директору позвонила та же таинственная незнакомка и сообщила, что младенец появился на свет и дело горе-мамаши, которая намеревалась его продать, передано в суд.
Сандугаш Смаковна искренне верила, что ее вызовут в суд - должны же были поинтересоваться, где воспитываются дети обвиняемой! Сандугаш Смаковна готова была рассказать, что перед судом предстал не самый худший экземпляр человеческого рода. “Бывает у некоторых людей короткий ум”, - сказала бы по-казахски директор. Она бы рассказала, что за несколько лет мама, которая предстала перед судом, смогла из сарая перебраться в однокомнатную квартиру гостиничного типа, и даже мебель кое-какая там появилась… Мама готовилась забрать детей. Сандугаш Смаковна бы сказала, что мама не безнадежная, это женщина, которую заклинило от проблем, и она не осознавала, что творит, в поисках выхода из тупика.    
Директора никто и не подумал вызывать в суд. Наивная Сандугаш Смаковна.
Теперь вот переживает: новорожденного определили в дом малютки, откуда он прямиком отправится в детский дом. Из “Дома Надежды” сначала отправится в детский дом старший ребенок, за ним последуют второй и третий.
Их маму в мае этого года осудили на пять лет лишения свободы.
За пять лет женщина, возможно, и поймет, что нельзя помочь троим детям за счет четвертого.
Но!
Сандугаш Смаковна проводит параллель, которая не так явна, как кажется на первый взгляд. Другая история. В “Доме Надежды” воспитывались четверо детей одной разведенной мамы. Однажды их по телевизору увидели родственники отца детей. Голубой экран транслировал концерт, где детки из дома пели и танцевали.
- Ой, - закричали возмущенные родственники, - как она могла отдать детей? Почему не воспитывает сама?
Прислали даже своего адвоката. Им так хотелось наказать маму детей. И почему-то заодно и Сандугаш Смаковну. Желательно через суд.
Сандугаш Смаковна тогда попросила адвоката передать ее вопросы родне: им станет легче, если женщина с четырьмя детьми будет скитаться по улицам, не имея возможности ни работать, ни снимать из-за отсутствия денег жилье? или если дети будут расти в детском доме?
Предложила им:
- Обеспечьте детей квартирой и деньгами, и мама сразу заберет их отсюда. Дети остались в “Надежде”. Их мама работает на нескольких работах, копит не только на крышу над головой, но и на образование детям.
Осуждать мы научились. И наказывать, не учитывая обстоятельств.

…Сандугаш Смаковне все кажется, что можно было маме, которую осудили на пять лет, оставить и четвертого ребенка. И наказать ее так, чтобы не страдали трое старших, которые теперь вынуждены пройти школу настоящего детского дома.
- Вы же понимаете, что ребенку всегда лучше с родной мамой, - говорит она, как будто с нею кто-то собирается спорить…
…В “Доме Надежды” есть удивительное гнездо ласточки, прилепленное птицами практически к высокому потолку на лестничном марше перехода с одного этажа на другой. Гнездо не трогают даже во время ремонта, и форточку для птиц держат открытой.
Во все времена считалось, что это счастливая примета, ласточки привлекают в дом удачу и покой. Впервые за долгие годы гнездо пустует. В доме верят: непогода помешала прилететь птицам вовремя, всю весну и начало лета идут и идут дожди.
Но ведь дожди когда-нибудь перестанут идти сплошной стеной, и ласточки тогда найдут дорогу к дому. Очень хочется в это верить.

Хельча ИСМАИЛОВА, Алматы, тел. 259-71-99, e-mail: ismailova@time.kz, фото Владимира ЗАИКИНА

13.06.2013

Поделиться
Класснуть