7224

Старосветские иллюзии

Почему Европа так манит беженцев из Африки и с Ближнего Востока

Есть такая древняя притча. Бежит человек по пустыне от города к городу, и везде его спрашивают: “Куда ты бежишь?” Но человек, не отвечая, продолжает свой бег. Наконец, когда ему надоедают одни и те же вопросы, он останавливается и восклицает: “Странные люди! Все спрашивают, куда я бегу? Но никто не спрашивает, ОТ ЧЕГО я бегу!”
Эта притча приходит на ум, когда каждый день читаешь многочисленные сообщения о беженцах, бурным потоком устремившихся в Европу. Они разнятся лишь цифрами и названиями стран. Есть общее число: с начала 2015 года на территорию Евросоюза прибыли 340 тыс. мигрантов. А канцлер Германии Ангела МЕРКЕЛЬ вообще заявила, что в 2015 году заявки на получение убежища в ФРГ запросят примерно 800 тыс. человек.
По мнению экспертов, ситуация с нелегальными мигрантами в данный момент в странах ЕС является наихудшим кризисом с перемещенными лицами со времен Второй мировой войны. Это заставило Германию, Францию и Великобританию обратиться в минувшее воскресенье с совместным призывом к экстренному совещанию министров внутренних дел и министров юстиции Евросоюза в связи с нарастающим миграционным кризисом.
Тем временем глава дипломатии Евросоюза Федерика МОГЕРИНИ поддержала предложение о переходе ко второй фазе операции по борьбе с перевозчиками мигрантов в Средиземноморье - досмотру в международных водах подозрительных судов, следующих без флага, и тех судов, на досмотр которых даст согласие государство, под флагом которого они движутся.
Европа пытается бороться с нежданной напастью: строятся лагеря для беженцев, распределяются квоты между странами ЕС по приему мигрантов.
С последним дело обстоит непросто. Если Германия, Франция и Испания в совокупности примут у себя львиную долю беженцев из третьих стран, соответственно, 21,91 процента, 16,88 процента и 10,72 процента, то Великобритания, Дания, Ирландия и целый ряд восточноевропейских стран заблокировали на июньском саммите предложение ЕК внедрить схему квот на размещение и переселение в ЕС нелегальных мигрантов и беженцев из стран Африки и Ближнего Востока.
Но беженцев мало интересуют внутриевропейские разборки. Включите телевизор, и вы увидите, как тысячи приезжих штурмуют заграждения проходящего под Ла-Маншем тоннеля.
Во всей этой ситуации примечательно другое. Европа борется со следствием, но не пытается понять причины такого массового наплыва беженцев, хотя попытки объяснить происходящее все же делаются.
“Поскольку уровень жизни в Европе и Африке существенно различается, всегда найдутся миллионы африканцев, стремящихся в Европу. До тех пор пока законы ЕС не изменятся, мигрантам достаточно лишь ступить на европейскую землю, и они уже уверены, что им не придется возвращаться на родину. Это неприемлемо, поскольку из-за этого Европа не может защитить себя, сохранить прежний уровень жизни и социальную инфраструктуру”, - с таким заявлением выступил глава британского форин-офиса Филип ХАММОНД.
Европейские политики все чаще говорят о том, что мигранты из стран Ближнего Востока и Северной Африки стали серьезной проблемой для Евросоюза. При этом в их высказываниях акцент делается на том, что если в былые времена в Европу бежали от войн или политических репрессий, то теперь мигрантами движет желание не спасти свою жизнь, а сделать ее более сытой и комфортной.
Вторят политикам и наши европейские коллеги - журналисты. Так, обозреватель португальского издания Publico Жуао Карлуш ЭШПАДА гуманитарный кризис с беженцами использует как повод для восхваления плюралистического и демократического капитализма.
“Если капиталистический Запад и Европа являются столь коварными угнетателями, почему тогда беженцы стремятся именно сюда? Почему бы им не искать убежища в России господина Путина или в Венесуэле, или в Аргентине, или, если на то пошло, на Кубе и в Иране? Или, может быть, в Китае, где власть частных денег мудро контролируется “альтруизмом” центральной власти и Коммунистической партии?” - задается вопросом Эшпада.
И сам отвечает на него: “Они (беженцы) ищут мира и процветания, которые на Западе стали результатом того, что столь многие подвергают критике: системы плюралистической и представительной власти с верховенством закона, который защищает независимую экономику, основанную на рынке и свободном предпринимательстве, от политической власти. Иными словами, плюралистического и демократического капитализма”.
Странно, но сотни тысяч беженцев даже не подозревают о том, что Старый Свет манит их плюрализмом и демократией.
В одной из публикаций в Интернете я прочитал интервью с восемнадцатилетним сирийцем МУХАММЕДОМ, который рассказал о том, что он оставил учебу и уехал из страны после того, как получил ранение в результате взрыва бомбы. А его брат АХМЕД признался, что они заплатили 3000 евро за то, чтобы проехать через Турцию, Грецию, Македонию, Сербию, Венгрию и Австрию. Чтобы получить эти деньги, семье пришлось продать свой дом.
“Мы сбежали от смерти в Сирии. И мы хотим остаться здесь,” - заявил Ахмед.
Вот и весь ответ. Люди бегут из Африки и с Ближнего Востока не за пресловутыми западными ценностями - они бегут от смерти под названием “война”. И устремляются туда, где им дадут всего две вещи: хлеб и кров.
Поэтому старосветским политикам стоило бы взять карту и посмотреть, откуда прибывает основная масса беженцев. Тогда бы они увидели, что это североафриканские и ближневосточные страны, где сами европейцы под чутким руководством заокеанских сюзеренов устраивали “цветные” революции с общим поэтическим названием “арабская весна”. Что после этой “весны” наступило жаркое лето военных конфликтов, кровавых междоусобиц, в которых жертвами становятся мирные люди. И для них единственное спасение - бегство.
И не случайно выходцы из этих стран, прекрасно владеющие английским, французским, немецким, испанским языками, бегут в те государства, которые когда-то владели африканскими колониями и вывозили (и продолжают вывозить) несметные богатства Черного континента, что и стало основой сегодняшнего процветания Европы. Бегут туда, где ранее нашли работу, а значит, хлеб и крышу их соплеменники из первых, еще послевоенных, волн эмиграции.
Именно поэтому мигранты из Африки не выбирают ни Россию, ни Китай, потому что у этих стран никогда не было там колоний. Именно поэтому восточноевропейские страны отказываются принимать беженцев, потому что не хотят расплачиваться за “грехи молодости” Старого Света.
И еще одно нелирическое отступление. На днях член парламента Швеции, представитель партии “Шведские демократы” по вопросам миграционной политики Маркус ВИХЕЛЬ заявил, что проблему нелегальной миграции, охватившей Европу, нужно решать в сотрудничестве с ООН.
“Помогать мигрантам очень важно, где бы вы ни находились. Мы уверены, что самый эффективный способ помочь беженцам - работать вместе, особенно вместе с ООН, чтобы иметь возможность строить лагеря для беженцев вблизи областей, которые считаются кризисными”, - приводят его слова информ­агентства.
Но мне показались интересными не слова Вихеля, а один комментарий, оставленный пользователем под ником konowalowa.liubov709: “Вихелю нужно обращаться не к ООН, а к лидерам Европы, которые организовали государственные перевороты и свержение законной власти в странах Востока и Африки, ввергли эти страны в хаос и войну, поддерживают этот хаос, натравливая оппозицию и власти страны друг на друга, то же самое сейчас происходит на Украине. Вихелю проще обратиться к правительству своей страны с предложением прекратить вмешиваться в дела суверенных стран, развязывание и финансирование в них войн, и не будет беженцев из этих стран”.
Казалось бы, это так далеко от Казахстана, и нас не должны волновать европейские проблемы. Но мир не уменьшился в размерах - сегодня он просто стал более тесным. И то, что происходит в Европе, может аукнуться у нас в Центральной Азии. И не случайно наша страна уделяет так много внимания сохранению стабильности в регионе. Потому что мы помним: эхо гражданской войны в Таджикистане в конце прошлого века отозвалось тысячами беженцев в Казахстане. Тогда мы приютили всех, дали хлеб и кров. А завтра?

Рашид ГАРИПОВ, Алматы

Поделиться
Класснуть