2686

Теория майдана

Последние две недели внимание мировых СМИ было приковано к событиям на проспекте Баграмяна в Ереване. Именно сюда вышли тысячи демонстрантов, протес­туя против повышения тарифов на электроэнергию. Мнения обозревателей и экспертов разделились. Одни утверждали, что это обычный социальный протест. Другие увидели в ереванских событиях знакомые приметы киевского Евромайдана.

С Парето не поспоришь
Несколько лет назад на двери подъезда нашей обычной микрорайоновской панельки в Алматы появилось объявление, призывающее жильцов на собрание по животрепещущему вопросу - установка домофона. В назначенное время во двор вышли моя жена и две активистки-пенсионерки, которым всегда до всего есть дело. Из-за отсутствия кворума собрание перенесли. Оно собиралось еще несколько раз в чуть расширенном составе, но в итоге приняли решение без жильцов, которые так и не соизволили прийти.
Я вспомнил этот случай, чтобы читатель мог представить уровень социальной активности граждан не только в отдельно взятом алматинском дворе, но и в СНГ в целом. А чтобы собрать многотысячную толпу на площади, нужен либо очень мощный повод, либо сильный стимул, желательно в твердой валюте.
Вот если бы всем участникам собрания в нашем подъезде пообещали заплатить по 50, 100, 200 долларов (нужное подчеркнуть), тогда бы вышли все, включая грудных детей. Да еще кто-то вынес бы парализованную старушку вместе с кроватью.
Уповать на всемогущество социальных сетей особо не стоит, учитывая пресловутый принцип Парето с его жесткой формулой: 20 на 80. Из 100 прочитавших призыв в Интернете только 20 заинтересуются им, а из 20 заинтересовавшихся только четверо выйдут на площадь. Простой арифметический подсчет показывает, что для сбора многотысячной толпы нужны интернет-ресурсы с миллионной посещаемостью. Поэтому по-любому не обойтись без пары сотни хорошо проплаченных “активистов”, которые будут привлекать в ряды “сочувствующих” обычных зевак-прохожих. И этим тоже необходимо пообещать энную сумму за каждый день стояния. А если начнется открытое противостояние с полицией, тогда будут пущены в ход другие расценки, как это было в феврале прошлого года в Киеве: за каждую брошенную бутылку с зажигательной смесью, за каждое интервью западным СМИ, за каждый чих и каждый пук...
Просматривая сюжеты о протестах в Ереване, я заметил такую деталь: среди демонстрантов практически нет пенсионеров, по которым в первую очередь и ударило повышение тарифов. Зато было очень много молодых парней, крепких мужиков, которым в это рабочее время стоило бы вовсю пахать над созданием прибавочной стоимости. Получается, что в основе своей митингующие - это обыкновенные безработные, которым очень даже не помешает пара-тройка сотен “зелененьких”. Они даже после положительного решения проблемы будут оставаться на улице и выдвигать новые требования. Потому что даже после победы остается привычка к халяве. Примеры читатели могут вспомнить самостоятельно.

За чей счёт банкет?
Ответ лежит на поверхности: банкуют те, кому невыгодно вступление Армении в Таможенный союз, а затем в ЕАЭС. Кому, в принципе, невыгодно само существование ЕАЭС, его расширение и укрепление. Хотите конкретных имен? Тогда внимательно просмот­рите хронику украинского Евромайдана - и вы увидите спецпосланников ЦРУ, консультирующих зачинщиков госпереворота, а также представителей госдепа, раздающих хлебобулочные изделия бойцам на баррикадах. Еще вопросы есть?
Армения в данном случае оказалась очень удобной мишенью: слабая экономика и как следствие - низкий уровень жизни. На этом фоне любое решение местных властей, особенно сказывающееся на кошельках граждан, легко становится поводом для акций протеста.
Но для любого протеста подготовлен отработанный сценарий: начав демонстрации, дождаться, когда власти не выдержат и применят силу. В Ереване поначалу так и случилось - в ход пошли водометы. К счастью, обошлось без жертв. Но были пострадавшие. Сейчас, когда власти Армении пошли на уступки и предложили провести аудит тарифов и снизить тариф для малоимущих семей, в рядах протестующих родилось новое требование - наказать виновных в том, что при разгоне демонстрации пострадали люди. Был бы повод...
После уступок властей среди демонстрантов произошел раскол, и их ряды заметно поредели. Хотя была и эйфория от первой маленькой победы: многие стали петь песни, а некоторые даже пустились в пляс.
Как говорит политолог Виген АКОПЯН, на определенной стадии процесс, который начинался исключительно как социальный, стал политизироваться, и “это многих отпугнуло”.
Сегодня на улицах Еревана (протестующие переместились с проспекта Баграмяна на площадь Свободы) остаются несколько десятков человек. Теперь участники акции протеста против подорожания энерготарифов предлагают объявить вотум недоверия президенту Армении Сержу САРГСЯНУ.
“Предлагаю выразить ему недоверие, поскольку он не желает думать о народе”, - сказала на митинге на площади Свободы активист движения Сусанна МАРГАРЯН.
В свою очередь объявивший голодовку представитель демонстрантов Давид САНАСАРЯН заявил: они планируют длительную борьбу.
“Необходимо иметь в резерве программу блокирования дорог в Ереване, поскольку власти не понимают другого языка. Необходимо привести на площадь как можно больше людей и разработать четкую программу, направленную на изменение режима”, - заявил Санасарян.
Участники акции - несколько десятков человек - поддержали эту позицию, заявив, что “для прогресса по всем сферам жизни Армении необходимо освободиться от действующего режима”.
А именно этого и добиваются те, кто сидит за тремя морями и заказывает музыку.

А мы чем хуже?
Ничем. Мы лучше! У нас в Казахстане можно поднимать тарифы на что угодно, не думая о социальных последствиях. И при этом находить оправдания в изношенных сетях, а не в аппетитах монополистов. Итог: тарифы растут, а сети как были изношенными, так таковыми и остаются.
Последняя новость: в Западно-Казахстанской области хотят на 25 процентов повысить тарифы на электроэнергию. Возникает вопрос: почему на 25, а не на 50 или 75? Чтобы и самим хоть что-то осталось.
Между тем в самом Уральске поставщики коммунальных услуг города просят повысить тарифы от 45 до 109 процентов. “Обратились в конце июня следующие предприятия: ТОО “Батыс су арнасы”, АО “Жайыктеплоэнерго” и АО “ЗапКазРэк” с просьбой о повышении своих тарифов. АО “ЗапКазРэк” просит повысить тариф на 45 процентов, АО “Жайыктеплоэнерго” - на 60, ТОО “Батыс су арнасы” - на 109 процентов”, - констатирует руководитель департамента по регулированию естественных монополий ЗКО Валихан РАЗОВ. Заявки компаний, как пояснил глава департамента, будут рассматриваться в течение 180 дней. “Общественные слушания по повышению тарифов будут проводиться осенью”, - добавил он.
Просто какой-то аттракцион неслыханной жадности. Кто больше?
Тем временем в Восточном Казахстане стоимость тарифа по услугам водоснабжения для жителей, имеющих приборы учета, с 1 июля увеличилась в два раза.
Казахстанцы - народ понятливый и терпеливый, вот и на этот раз люди войдут в положение энергетиков и водоснабженцев. А что если ситуацией воспользуются те, кто привык получать гранты за выступления против строительства курорта на Кок-Жайляу, против того, чтобы отдавать долги банкам, и других действий властей.
Уж больно велик соблазн!

Рашид ГАРИПОВ, коллаж Владимира КАДЫРБАЕВА, Алматы

Поделиться
Класснуть