Худой мир лучше толстых намёков
Как Кайрат Кожамжаров подарки чиновникам раздавал. Как аким области Счетный комитет за критику благодарил. Как в МИДе серьезный международный конфликт предотвратили.
Довелось прослышать мне, о умеющие читать мысли между извилин, что есть где-то в окрестностях цивилизованного мира чудесная страна, которая славится своим нематериальным наследием. И жители той страны очень гордятся этим нематериальным, потому что все материальное унаследовано до них. Поэтому остальным остается только продвигать оставшиеся нематериальные неликвиды в список культурного наследия человечества ЮНЕСКО. Вот и на днях в той стране списали в ЮНЕСКО домбровый кюй и юрту. А прослышав, что в список попали также корейская песня “Ариран” и эстонская баня по-черному, местные долго цокали языками: “У нас этого добра на сто списков соберется!”. Потому что в том чудесном краю настолько много песен, что половина граждан именуются акынами, а остальные - акимами, причем первые поют и пляшут под дудку последних. А что касается разных дел по-черному, то этого наследия в том краю вообще не счесть: черный нал и теневая экономика, распил бюджета и тендерные откаты, опять же взятки по-крупному - всего и не перечислишь. И не случайно тот край по праву называется Страной Неслыханной Невидали (СНН, короче, не путать с одноименным СNN). И каждый человек в СНН готов поделиться своим неслыханным и невиданным, лишь бы попасть в заветный список нематериального наследия. Ибо не зря говорят местные архивариусы: “Скудное наследство убережет от следствия”.
Говорят также, что в СНН сотрудники Агентства по делам госслужбы и противодействию коррупции предложили внести во Всемирный список нематериального наследия Кодекс чести госслужащего. Но оказалось, что он уступает Кодексу чести самурая, поскольку никто из попавших под суд бастыков не хочет делать себе харакири. Более того, эти бастыки придумали способ ухода от наказания, включающий игру в несознанку и верноподданническое последнее слово. Похоже, сей способ имеет больше шансов попасть в список нематериального наследия человечества.
Но многомудрый глава Агентства по делам госслужбы и противодействию коррупции Кайрат КОЖАМЖАРОВ, да будет служба ему в дружбу, не теряет надежды и продолжает совершенствовать начатое его предшественниками. К примеру, на прошлой неделе на расширенном заседании вверенного ему ведомства Кожамжаров предложил “принять меры, исключающие проявления протекционизма и аффилированности, проведение конкурсов под нужных людей, командные перемещения”.
А еще глава агентства сделал чиновникам неслыханный подарок - руководство по применению положения о подарках. “Это будет включать ограничение в части передачи должностным лицам подарков за оказание каких-то услуг нематериального характера, то есть государственные служащие не имеют права получать какие-то блага за исполняемые функции”, - глубоко научно объяснил нововведение Кожамжаров.
“Эка невидаль! - разочарованно подумали прослышавшие это чиновники. - Для нас наша работа - уже подарок!”. И разошлись по своим служебным кабинетам. Ибо не зря говорят местные клерки: “Даже самый искренний подарок может обернуться вещдоком”.
Дошло до меня также, что в СНН зрелый математическим умом председатель Счетного комитета Козы-Корпеш ДЖАНБУРЧИН, мастер сводить счеты воедино, решил включить во Всемирный список нематериального наследия свое ноу-хау под названием “выведение наглецов на чистую воду”.
Когда на прошлой неделе на заседании Счетного комитета рассматривались итоги промежуточной оценки программы “Ақ бұлақ” на 2011-2020 годы в Южно-Казахстанской области, уважаемый Козы-Корпеш Есимович вывел на чистую воду любителей мутных финансовых потоков: “Создается впечатление, что в Южно-Казахстанской области или власти нет, или она сквозь пальцы смотрит вообще за всем тем, что происходит... Нарушения практически одни и те же. В перечень бюджетных инвестиционных проектов включаются проекты, которые уже введены в эксплуатацию. Это говорит о том, что планирование вообще никакое... Строительно-монтажные работы осуществляются без авторского надзора, без технического надзора, без госэкспертизы... Вы говорите: “Да, вот мы нарушили, но это благая цель, мы решили обеспечить население питьевой водой”. Ну а для кого вообще вот эти нормы вырабатываются? Или законодательство само по себе, а Южно-Казахстанская область у нас сама по себе?”.
Но глава Счетного комитета, посчитав сказанного недостаточным, продолжил угрожать своим пальцем: “Здесь надо не просто увольнять, здесь надо по-серьезному наказывать!”. И в сердцах добавил: “Это какие-то наглые нарушения, уже ни в какие рамки не лезет”.
Прослышал об этом многоопытный в делах региона аким Южно-Казахстанской области Аскар МЫРЗАХМЕТОВ, да не спалится он под южным солнцем, и на следующий день отправился в СЦК, чтобы презентовать свое изобретение, достойное попасть в список нематериального наследия под названием “благодарность за критику”.
“Я согласен, что нельзя говорить, что все прекрасно, все хорошо. Мы, более того, признательны Счетному комитету за то, что они в ходе проверки выявили те нарушения. Безусловно, по ним будут приняты в соответствии с законодательством самые жесткие меры”, - выразил Мырзахметов свою глубоко спрятанную за пазухой признательность.
И все слышавшие сии дозволенные речи единодушно признали: такая неслыханная невидаль реально достойна попасть во Всемирный список ЮНЕСКО. Ибо не зря говорят местные кинокритики: “Даже замечательные кадры не спасут плохое кино”.
А еще говорят, что наиболее достойную невидаль в СНН сотворили в местном Министерстве иностранных дел, которое не раз прославилось на весь мир своей многоуровневой дипломатией. А дипломатия эта удивительна тем, что помогает разрешать самые острые конфликты не только в “горячих точках” планеты, но и в семьях дипработников иностранных посольств.
Стоило в одной из столичных школ вспыхнуть скандалу вокруг сына посла Швеции в Казахстане Кристиана Камилла - Георга, как наш МИД посчитал себя уполномоченным заявить на весь белый свет свою точку зрения:
“Как показывает предварительная проверка, не вся информация о данном случае, представленная в СМИ и в социальных сетях на данный момент, соответствует действительности. Призываем представителей СМИ и пользователей социальных сетей не нагнетать обстановку. По итогам самой тщательной проверки и выяснения всех обстоятельств мы примем соответствующие меры и проинформируем общественность”, - заявил в комментарии для журналистов пресс-секретарь МИДа Нуржан АЙТМАХАНОВ, о виртуоз внешних сношений.
И все сразу сообразили, что рядовое (по местным меркам) требование родителей учеников второго класса международного колледжа непрерывного образования - исключить из школы сына посла Швеции - благодаря стараниям наших дипломатов рискует обернуться первоклассным международным скандалом.
Что произошло? Родители учеников утверждали, что 27 ноября сын посла избил свою одноклассницу, а его старшая сестра угрожала ей расправой. Сам посол обвинил в произошедшем одноклассников сына и даже обратился в полицию с жалобой на отца избитой девочки, утверждали авторы заявления.
Но благодаря усилиям местных дипломатов второклассная и второстепенная ситуация разрешилась самым счастливым образом: родители обиженной девочки примирились со шведской семьей. А сотрудники колледжа радостно сообщили, что стороны конфликта извинились друг перед другом.
И все прослышавшие об этом единодушно оценили не по-детски профессиональные действия наших дипломатов, сумевших таки собрать стороны конфликта, готовые уже лезть на шведскую стенку за шведским столом. С таким ноу-хау не грех и возглавить список нематериального наследия ЮНЕСКО. Ибо не зря говорят местные миротворцы: “Худой мир лучше толстых намеков”.
Рашид ГАРИПОВ, рисунок Владимира КАДЫРБАЕВА, Алматы