1554

Требования по предупреждению чрезвычайных ситуаций утвердили в Казахстане

Министерство по чрезвычайным ситуациям утвердило требования, направленные на предотвращение чрезвычайных ситуаций, передает корреспондент агентства.

«В соответствии с подпунктом 100) пункта 1 статьи 12 Закона Республики Казахстан «О гражданской защите», ПРИКАЗЫВАЮ:

1. Утвердить прилагаемые Требования по предупреждению чрезвычайных ситуаций», - говорится в постановлении.

Документ вступит в силу с 1 января 2027 года.

Уполномоченные государственные органы, ответственные за обеспечение и функционирование республиканских служб гражданской защиты, обеспечивают создание и непрерывную работу круглосуточных служб мониторинга и оперативного реагирования на чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера, включающую:

  • организацию круглосуточной диспетчерской (дежурной) службы с необходимой штатной численностью, определяемой в зависимости от объемов и характера возлагаемых задач, с учетом специфики отрасли и рисков чрезвычайных ситуаций;
  • оснащение службы техническими средствами мониторинга, связи, оповещения, видеонаблюдения, обработки и передачи информации, необходимыми для обеспечения бесперебойного наблюдения за обстановкой и своевременного реагирования на чрезвычайные ситуации;
  • сбор, обработку и интеграцию данных дистанционного зондирования земли, включая оперативный спутниковый мониторинг;
  • разработку и соблюдение регламентов реагирования, включая порядок действий, допустимые сроки реагирования и алгоритмы оповещения и взаимодействия с иными субъектами гражданской защиты;
  • ведение оперативного журнала с фиксацией всех сигналов, происшествий и принятых мер реагирования, с обеспечением возможности внутреннего контроля и анализа;
  • проведение ежегодной оценки готовности и эффективности функционирования служб с устранением выявленных недостатков.

Уполномоченный орган в сфере метеорологического и гидрологического мониторинга:

  • обеспечивает работу круглосуточной государственной наблюдательной сети по метео- и гидрологическому мониторингу на территории Республики Казахстан;

  • обеспечивает своевременное и открытое информирование о штормовых, паводковых и иных опасных гидрометеорологических явлениях путем:

  1. публикации предупреждений не реже одного раза в неделю, а также при каждом обновлении прогнозных данных;
  2. распространения предупреждений через официальный интернет-ресурс, мобильные приложения, средства массовой информации, а также иные каналы оповещения;
  3. назначения ответственных структурных подразделений (или должностных лиц) за формирование, утверждение и публикацию предупреждений в установленные сроки;
  4. ведения архива опубликованных предупреждений с открытым доступом для уполномоченного органа в сфере гражданской защиты (далее – уполномоченный орган) и местных исполнительных органов;

  • обеспечивает оперативную передачу данных о текущем состоянии гидрометеорологической обстановки, включая уровни и расходы воды, количество и интенсивность осадков, скорость и направление ветра, температуру воздуха и воды.

При выявлении опасных и стихийных гидрометеорологических явлений информация незамедлительно передаётся уполномоченному органу и местным исполнительным органам:

  • не позднее 15 минут с момента фиксации события;
  • в электронном формате через официальные каналы передачи данных, включая электронную почту, специализированные платформы и иные технические средства, обеспечивающие немедленную доставку;
  • с указанием ответственного структурного подразделения или дежурного должностного лица, обеспечивающего своевременность, полноту и достоверность передаваемой информации;
  • осуществляет научно обоснованный прогноз наводнений и паводков, включая расчет времени их наступления, уровня подъема воды, продолжительности паводкового периода, сроков вскрытия и замерзания рек, а также вероятности образования ледовых заторов и зажоров. Прогнозы готовятся с использованием современных методов математического моделирования и анализа климатических данных;
  • обеспечивает качественное и своевременное наполнение информацией национальных информационных систем и специализированных порталов, включая карты предупреждений, интерактивные карты гидрометеорологической обстановки, климатические кадастры и другие ресурсы, предназначенные для мониторинга, прогноза и предупреждения чрезвычайных ситуаций природного характера;
  • обеспечивает доступ уполномоченному органу и местным исполнительным органам к информационным системам и порталам Национальной гидрометеорологической службы.

Местные исполнительные органы:

  • обеспечивают круглосуточную работу дежурно-диспетчерских служб, осуществляющих постоянный мониторинг чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на подведомственных территориях. Диспетчерские службы принимают и обрабатывают оперативную информацию, обеспечивают её своевременную передачу в уполномоченные государственные органы и организуют реагирование в случае выявления угроз;
  • обеспечивают установку и эксплуатацию автоматизированных систем раннего обнаружения чрезвычайных ситуаций:

  1. метеостанции, гидропосты, тепловизионные видеокамеры;
  2. сенсоры загазованности, задымления, температуры, движения на опасных производственных и инфраструктурных объектах;

  • обеспечивают информирование населения через:

  1. автоматизированные системы централизованного оповещения на базе аналогового и цифрового радиовещания, сотовой связи и Интернета;
  2. громкоговорящие установки в местах массового пребывания населения;
  3. мобильные приложения и СМС-оповещения, интегрированные с базой данных населения, проживающего в зонах риска;

  • обеспечивают регулярное размещение актуальной информации о потенциальных рисках, прогнозируемых чрезвычайных ситуациях и текущей оперативной обстановки на официальных интернет-ресурсах, в социальных сетях акиматов и органов гражданской защиты. В период повышенной опасности такие сведения публикуются не реже одного раза в неделю в целях осведомленности населения и формирования культуры безопасности;
  • обеспечивают проведение полугодовых проверок работоспособности систем мониторинга и оповещения с составлением акта технического состояния и направлением отчета в уполномоченный орган.

Кроме того, утверждены:

  1. Требования к планированию мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций.
  2. Требования к разработке паспортов безопасности.
  3. Требования к разработке паспортов акваторий водных объектов.
  4. Требования к пропаганде, тренировке и обучению в сфере гражданской защиты.
  5. Требования к предупреждению пожаров на территории государственного лесного фонда.
  6. Требования к предупреждению наводнений, паводков и затоплений.
  7. Требования к предупреждению селей.
  8. Требования к предупреждению оползней и обвалов.
  9. Требования к предупреждению снежных лавин.
  10. Требования к предупреждению землетрясений и другие.
Поделиться
Класснуть

Свежее