2635

Они приезжают первыми…

Они приезжают первыми…

«Алло, ребенок в квартире уснул, дверь не открывает. Что делать?», «Девушка попала в ДТП, ее прижало в машине. Помогите!», «Друг поднялся в горы и пропал», «Приезжайте, тут парень собирается с высотки спрыгнуть»… И все эти случаи у ребят из службы спасения Алматы могут произойти за одну смену. И как они успевают вытаскивать людей из аховых ситуаций? И при этом не выгореть от стресса? В их арсенале, говорят они, отличное современное оборудование, а за их плечами - большая команда профессионалов…

109

Именно по этому номеру звонят алматинцы диспетчерам единого контактного центра. Да, они первыми узнают о проблеме. Телефонная трель звучит тут день и ночь. Каждые сутки, уточняет начальник этой службы Джамиля КАЙМОЛДИНА, выслушивают и помогают людям 10 операторов. Бывают дни, когда они снимают трубку до 500 раз! В прошлом году здесь приняли 90 435 обращений.

Джамиля КАЙМОЛДИНА.

- Звонят к нам с совершенно разными проблемами. От обычных бытовых, например, открыть заблокированную дверь в свою квартиру, помочь убрать аварийное дерево, которое повалилось, и до более серьезных ситуаций. Может кого-то зажать в авто при ДТП или вот недавно парень забрался в горы, не рассчитал силы и не смог спуститься, часто бывают случаи с попыткой совершения суицида, - перечисляет спикер.

Пока специалист слушает, записывает, что, как и где, он должен уже держать в уме план действий: кому отправить информацию, кого еще подключить к операции? Скорую, полицию, пожарных? И попробуй при этом не потерять самоконтроля. Ведь к диспетчерам звонят с криками и бранью. Люди-то в стрессе и панике. Выдержать такой накал и оставаться с холодным рассудком помогает психолог.

- Во-первых, прежде чем попасть к нам на работу в диспетчерскую либо же в команду спасателей, претендент должен пройти психологическое тестирование на стрессоустойчивость, адаптивность к ситуациям. И уже во время всего периода работы я провожу с ними тренинги. Как разговаривать с обратившимися? Бывает, что люди начинают кричать в трубку, и диспетчеру важно сохранить внутреннее спокойствие, понять, что эти негативные эмоции конкретно к нему не имеют отношения, человек злится на ситуацию, - объясняет психолог службы спасения Алматы Татьяна ЗАХАРЧЕНКО.

Татьяна ЗАХАРЧЕНКО.

Подмечу, что в диспетчерской разных служб нередко можно встретить бывших учителей. Видимо, наши школы дают хорошую закалку в плане стрессоустойчивости. Кстати, Татьяна Ивановна не только проводит офисную терапию, но и работает, как говорится, в «поле». Выезжает вместе с командой, если надо спасти того, кто решает попрощаться с жизнью.

- Сложнее всего работать с теми, кто в зоне риска. Это люди, которые находятся под алкогольным или наркотическим опьянением. Также чаще совершают суицид молодые мужчины. В зоне риска и пожилые люди. Они не так боятся терять жизнь, потому что большую ее часть прожили, - рассказывает о сложностях работы психолог.

А еще, подмечает она, после двух землетрясений алматинцы в целом стали тревожнее. Часто спрашивают, в том числе и ее коллег в поликлиниках: что делать, чтобы убрать излишние переживания у себя и у детей?

- Не отмалчивайтесь, разговаривайте с детьми. Они должны знать, что ЧС может произойти, надо отрепетировать со всей семьей: что мы будем делать в этот момент? Понять алгоритм. Это важно не только для того, чтобы при необходимости все могли использовать эти навыки и сохранить себе жизнь. Но также это поможет гармонизировать психологическое состояние ребенка. Когда ты готов к какой-то ситуации, то она тебе не так страшна, - советует Татьяна Захарченко.

Хорошо, продолжает она, приводит в чувства упражнение «квадрат»: на четыре счета – вдох, затем такая же пауза, выдох на четыре секунды и вновь надо остановить дыхание на это же время.

Не все герои носят плащи…

Однозначно. Вместо плащей у парней из городской службы спасения удобная форма и спецмашины с самым современным оборудованием. За его просмотром при принятии смены я как раз и застала спасателя первого класса Павла ВАЛЬВАКОВА. Вытаскивает людей из разных передряг почти двадцать лет. Когда-то насмотрелся кино про американских коллег из 911, загорелся, вот и пришел работать.

- Работаем мобильно, в арсенале у нас гидравлические аварийно-спасательные инструменты. Вот, комби-инструмент. С его помощью мы можем что-то перерезать или разжать. Например, если человека зажало поврежденными частями в авто в ДТП, то мы можем ее разжать или перерезать и вытащить его, - показывает мне Павел на огромные металлические щупальца.

И да, замечает он, количество вызовов на серьезные ДТП сейчас снизилось в разы. Скорее всего, предполагает он, потому что за дорогами следят множество камер видеонаблюдения. Есть в машине и еще более мощные по силе ножницы и резаки.

- У нас был случай, когда ногу человека придавило бетонным блоком. Подогнать автокран к траншее сложно, габариты его не позволят. Мы же приехали и при помощи этого инструмента подняли плиту, высвободили его, – вспоминает спасатель.

Кого еще мчатся спасать? Недавно, говорит Павел, ездили в одну из горбольниц. Пациент пытался покончить с собой, сброситься с этажа. Прыгнул… Благо ребята быстро развернули полотно. Успели, человек успешно приземлился, жив. Это те случаи, объясняет спикер, когда ясно, кому нужно помочь. А бывает ажиотаж, паника, столпотворение и тогда нужно быть предельно внимательным к окружающим, подмечать каждую деталь.

- Когда-то случилось масштабное ДТП в районе «Красного поля», столкнулись три машины, много пострадавших. Первыми скорая увезла тех, кто, понятно, больше всех кричал, просил о помощи. А я смотрю, сидит в сторонке мужчина. Какой-то апатичный, на него никто и внимания не обращает. Как потом оказалось, у него большая кровопотеря и вторая стадия шока, это когда человек впадает в некое оцепенение. Мы его положили в свою машину на заднее сиденье, дождались скорую, перегрузили. Узнавал потом, он выжил, - с облегчением говорит спасатель.

А еще, продолжает спикер, частые запросы в диспетчерскую 109 приходят от туристов, застрявших в горах. Заблудившиеся обычно в легкой одежде и кроссовках. И это зимой! Благо они могут дойти до оборудованных хижин, их по всем маршрутам 18. Они, кстати, на балансе службы. Там путники могут обогреться, зарядить телефон и сообщить о себе. На помощь к ним отправляются дежурные горные спасатели.

- Многие думают, что это просто, пришли и спустили человека с вершины. Нет. Спасатели наши должны преодолеть 10 километров по пояс в снегу и это только туда, а еще же идти обратно. И часто они несут туриста, если тот повредил себе что-то или обессилен, - уточняет официальный представитель службы спасения Алматы Аскар ИМАНДОСОВ.

Много служб в одной…

Если пробраться к пострадавшему пешим ходом нереально или же сигнал о его пропаже дали близкие, а сам турист на связь не выходит, тогда к делу подключают авиационную поисково-спасательную службу. Эти же специалисты на вертолетах мониторят те участки, где может пойти сель или вспыхнуть пожар.

- Также на базе 109 есть и автотранспортная служба. В ее автопарке все современные спецавтомобили: эвакуаторы, краны, бульдозеры, тракторы. Они нужны для проведения аварийно-спасательных или неотложных работ. Например, к нам могут обратиться сотрудники ДВД с просьбой эвакуировать какую-то машину. Есть у нас и своя медслужба. Они могут помогать людям в режиме ЧС, - перечисляет Аскар Имандосов.

Аскар ИМАНДОСОВ.

На базе службы спасения работает и лаборатория радиационно-химических исследований. И ее спецы, как думают многие горожане, могут не только собрать разлетевшиеся по комнате шарики ртути да замерить радиационный фон. Эти профи знают, как ликвидировать аварии на химических, радиационно-опасных объектах, нейтрализовать сильнодействующие химвещества!

- В команде и служба внутреннего обеспечения. Они, если понадобится, в случае ЧС будут заниматься организацией резервного электрообеспечения, будут разбивать палаточный городок. У нас он рассчитан на 5500 человек с полным оборудованием спальных мест: раскладушки, спальные мешки, столовая утварь. В этом году планируется закупить палатки еще на 2500 человек.

Только в прошлом году специалисты, о которых мы рассказали, выезжали на различные задания 25 785 раз, спасли больше 750 человек, 265 из них – дети. Как говорится, хоть бы их помощь нужна была нам все реже, но как хорошо, что они есть и всегда наготове!

Елена БАХАРЕВА, фото Андрея ХАЛИНА, Алматы

Поделиться
Класснуть