6463

Две минуты для спасения…

У нее есть примерно две минуты, для того чтобы спасти чьи-то дома и жизни от огня. Поднять трубку, поговорить с человеком, успокоить, параллельно отправить к нему подмогу. И все время быть на связи, чтобы контролировать ситуацию. И таких звонков до пятисот в сутки! Иные, может быть, и не выдержали бы, ушли в более спокойную профессию. Зачем женщине такой стресс? А она на пенсию отсюда уходить не хочет! Вот уже 25 лет на линии с алматинцами диспетчер Центра оперативного управления средств связи, старшина гражданской защиты Альфия АМИТОВА.

Две минуты для спасения…

За телефон она села, отложив краску, расческу и ножницы. Да, Альфия Пайзуковна когда-то была профессиональным парикмахером. Да потом пошла аллергия на химию, пришлось задуматься о смене профессии. Знакомые подсказали: пожарным частям на пост нужны те, кто будет принимать звонки. В мае 2000-го наша героиня впервые заступила на пост. Пошла просто попробовать и… задержалась у телефона почти на четверть века. Он, кстати, раньше звонил раза в четыре реже. Сейчас, бывает, без умолку.

- Здравствуйте, это пожарная служба?

- Да, слушаю.

- Помогите потушить!

- Что случилось? Где пожар?

- Помогите потушить картошку. Ну, или пожарить. Ха-ха-ха.

Вот так дети частенько шкодят, наобум набирая номер 101. А попадают на линию к Альфие Амитовой, в Центр оперативного управления средств связи. Сюда стекаются звонки о пожаре со всего города и даже области. Их обрабатывают и распределяют по районным подразделениям. А те, в свою очередь, отправляют бригаду огнеборцев на место. На этом работа кол-центра не закончена.

- У нас есть рация, мы контролируем работу. Выехала машина или нет? Часто сейчас случается, что ребята приезжают на место, а им проехать к горящему объекту мешают машины, которыми сейчас заставлены дворы домов, высоток. Пожарным приходится бежать с оборудованием к дому. А гидранты тоже чужими машинами перекрыты. Чтобы работа шла оперативно, мы отрабатываем со всеми службами жизнеобеспечения. Вызываем на место полицию, горводоканал, скорую помощь, - рассказывает Альфия Амитова.

Юмористичных звонков от школяров, конечно, много, улыбается наша героиня, но и они оказываются в беде. Отмахиваться от детского голоска в трубке ни в коем случае нельзя.

- За столько лет уже становишься хорошим психологом. За доли секунды улавливаешь в тоне малыша нотки тревоги. Как-то мальчик позвонил, и такой он был встревоженный, сказал, что у соседей что-то горит. Отправили технику. Подтвердилось. Хорошо, что он обратил внимание и позвонил нам! – вспоминает Альфия Амитова.

Ну, конечно, основной шквал сообщений от более взрослых адресатов. А они очень часто бывают агрессивны. Кричат, бранятся. Тут понимают, у людей стресс, стараются привести в чувства, иначе человек просто не сможет сказать важную информацию.

- Часто звонят, ругают: мол, где техника, скорее! Но, поверьте, мы понимаем всю серьезность, понимаем, что там пожар. Но спецмашина по правилам может ехать только 40 километров в час. И все знают, какие у нас пробки, - сетует старшина.

И потом в панике обратившихся не оставляют. Вот, например, вспоминает коллега нашей героини Саниям ГУЛАМОВА, при пожаре в ЖК «Аккент» диспетчеры были на связи с теми, кто был внутри горящего дома. Им подсказывали, как и куда спрятаться, пока приедет бригада. Тогда, говорят специалисты, рабочие линии тут буквально «горели». Они обрывались от сотни звонков от самих жильцов, их родственников, неравнодушных прохожих. Не успевают брать трубки и после того, как происходят землетрясения.

- Рядом с нами еще стоят линии службы спасения 112. И если там шквал звонков, то ребятам помогаем принимать их и мы. После толчков в интернете появляется очень много разной информации о якобы готовящемся новом разрушительном землетрясении. И все начинают звонить в 112, спрашивать: правда ли это? Конечно, мы объясняем, что нужно верить только официальной информации, подсказываем, где ее можно прочитать, - говорит Саниям Гуламова.

И вот в таком темпе – сутки через трое. И не зря такой график, иначе всех этих ситуаций, историй не перемолоть, не выдержать. Это по телефону диспетчеры серьезны, не имеет права на слабость и срыв. Думаете, принял звонок и все, забыл? Нет, они слышат, что происходит на месте событий через рацию: крики людей от обуявшего страха, а потом слезы радости, благодарности, что спасли. И ведь даже при такой «Санта-Барбаре» все девчонки смену на местах. Альфия Пайзуковна, например, на связи почти 25 лет! Неужели не хотите, спрашиваю ее, отдохнуть от всего этого?

- Нет, я честно, не представляю себя без этой работы. Да, очень сложно. Многие говорят: мол, сумасшедшая, зачем тебе это? А знаете, я раньше до слез не хотела уходить в отпуск. Сейчас, вот, третий год не хочу уходить на пенсию. Ведь кому первому звонят, когда приключилась беда с огнем? Не маме, а мне. Выпало мне помогать людям и мне это нравится, - улыбается она.

И знаете, признается героиня, столько работает и только недавно сопоставила. Все ведь символично. Папа ее тоже был пожарным. Не дать огню натворить беды, значит, семейное дело. И это вдвойне ответственно. Хотя, признается мне в конце разговора героиня, когда она все же созреет уйти из этой профессии, то хотела бы устроиться в детский сад. Пусть нянечкой. Неожиданно! Уж очень она любит возиться с детками, даже мечтала когда-то стать педагогом. Пока реализует не растраченную энергию во внуках. Вот, будет дополнительный выходной 8 марта, она в них и растворится. А как же пост, спрашиваю у девушек. А дежурство на нем будут нести мужчины. Это их подарок. Очень полезный, смеются дамы-диспетчеры, и реально нужный.

Елена БАХАРЕВА, фото Андрея ХАЛИНА, Алматы

Поделиться
Класснуть