Силы небесные
Разгон, самолет уверенно взлетает и набирает высоту. Пассажиры облегченно выдыхают и, откинувшись на спинки кресел, наблюдают пейзажи за иллюминатором... Мало кто задумывается и знает, что такую безмятежность полета создает не только экипаж воздушного судна, но и наземная служба. "Погоду в небе делают" не только авиадиспетчеры, но и целый штат других спецов небесного дозора. Многие из них работают в юго-восточном региональном центре организации воздушного движения. Это кстати, один из самых крупных и старейших филиалов "Казаэронавигации", почти ровесник независимости республики.
Обслуживать первые полеты этот региональный центр начал еще 26 лет назад. Тогда за порядком в небе следили всего 326 сотрудников. Причем треть из них - это специалисты особого класса. Они поднимали аэронавигационную отрасль с нуля. Сегодня на базе юго-восточного филиала за воздушным пространством наблюдают уже около 500 человек. Сохраняя опытные кадры, здесь не забывают и том, что необходимо формировать новый резерв. Один из лидеров по привлечению молодых специалистов - служба организации воздушного движения. Перспективных диспетчеров не просто принимают на работу, а дают им возможность взлететь в профессиональном плане.
- Мы отбирали перспективных молодых специалистов и отправляли их на повышение квалификации в различные зарубежные учебные заведения. Это и колледж Рудлоу в Великобритании, и Рижский институт аэронавигации, и Национальная школа гражданской авиации во Франции. Ребята приезжали и тиражировали полученный опыт среди коллег. Ведь они по распределению трудоустраивались во все филиалы "Казаэронавигации", - рассказывает главный инженер юго-восточного регионального центра организации воздушного движения Мухтар ШАКЕНОВ.
Профессиональным диспетчерам есть чем дирижировать. Под их управлением более миллиона квадратных километров, 62 воздушные трассы, которые расположены на юго-востоке республики, а еще 29 воздушных коридоров на границе с соседними странами. И потребность в небесном обслуживании растет. А все потому, что увеличивается число авиарейсов. На Боралдайском аэродроме за последние несколько лет их более 20 тысяч, а в Талдыкоргане - свыше 6000. Для комфортной работы воздушных контролеров здесь построили диспетчерские пункты. А на территории Талдыкорганского аэродрома дополнительно запустят новую вышку с современным оборудованием. За годы независимости модернизацию прошла и служба эксплуатации радиотехнического оборудования и связи. Здесь не только наполовину обновили кадровый состав, "захантив" сорок молодых связистов. В ЭРТОСе максимально освежили оборудование.
- Введены в эксплуатацию новые системы АС УВД SkyLine и Phoenix, произведена замена оборудования инструментальной системы посадки RWY-23L, обеспечивающей точные заходы на посадку по III категории в аэропорту города Алматы. Вместо выработавших срок службы систем АС НОТАМ были введены в эксплуатацию новые системы ПАК 1 ГАС НОТАМ РК, установленные в диспетчерских пунктах: "Брифинг-Алматы", "Брифинг-Талдыкорган", "Брифинг-Боралдай". А в 2017 году на аэродроме Ушарал организовано радиотехническое обеспечение полетов. На удаленной позиции планируется ввод нового оборудования: автоматического радиопеленгатора и приводной радиостанции, - уточняет главный инженер Мухтар ШАКЕНОВ.
А шесть лет назад на базе филиала появилась собственная метеорологическая служба. За капризами погоды ежедневно наблюдают высококлассные специалисты, которые прошли дополнительную подготовку. И такой штат, особенно алматинской авиации, необходим, считают эксперты.
- Без метеослужбы наша авиация невозможна. Погода в Алматы очень изменчива, метеорологические условия, характерные для города и аэродрома, расположенных в горной местности, сложные, поэтому у диспетчерского и летного составов всегда должна быть свежая информация, - уверен Мухтар Шакенов.
Уловить малейшие изменения в погоде, предугадать ее "нервозность" и обработать полученные данные метеослужбе помогают современные приборы, которые установлены на Алматинском аэродроме. Все оборудование соответствует международным стандартам, а значит, дает высокое качество данных. Но безопасность наших полетов на самом деле не только за метеорологами, диспетчерами, инженерами, говорят сотрудники центра. За кадром иногда остается работа остальных специалистов, которые занимаются менеджментом и развитием предприятия. Это юристы, финансисты, бухгалтеры, менеджеры по персоналу, есть даже специалисты по защите государственных секретов! Кстати, слаженности большой команды помогает один общий интерес - спорт. К примеру, сборная филиала по футболу входит в пятерку лучших команд лиги А, и это в рамках городской турнирной таблицы. Вот такие интересные люди работают на земле, для того чтобы в воздухе всегда было спокойно.
Елена БАХАРЕВА, Алматы