6451

Нуркен ХАЛЫКБЕРГЕН: Потакать потребительским спекулянтам весьма чревато!

В Казахстане набирает обороты новое явление - потребительский терроризм. О том, почему это происходит и как с этим бороться, нам рассказал ветеран информационных войн, специалист по корпоративным и антикризисным коммуникациям Нуркен ХАЛЫКБЕРГЕН.

Нуркен ХАЛЫКБЕРГЕН: Потакать потребительским спекулянтам весьма чревато!

Во всем мире происходит революция трех "M": меняются мобильность, массы и менталитет, убежден мой собеседник. Казахстан не стал исключением.

- В советское время взрывы артиллерийских складов возмущали граждан, но открыто свое недовольство они не выражали. Однако в современном Казахстане, когда произошла трагедия в Арыси, общество стало требовать от государства возмещения убытков, компенсации. Если раньше люди долгое время ждали новостей, официальную реакцию на произошедшие события, например на падение самолета или строительство нового комплекса, то сейчас достаточно зайти в социальные сети, тут же получить ответ и моментально дать обратную реакцию. Революция поменяла правила игры в обществе, а оно сегодня остро реагирует на все, - объясняет Нуркен.

- Распространяется ли влияние масс и на другие структуры?

- Видя то, как общество оказывает влияние на государство, оно стало понимать, что так можно воздействовать и на крупные корпорации. Видя, как растет популизм, потребители требуют не глобальных изменений, а в основном удовлетворяют свои мелкие потребности. Крикливые, базарные женщины сегодня могут перекричать политиков. И мы видим: под личиной помощи многодетным матерям требуют списать им кредитные долги совсем не бедные люди. По закону диалектики количество всегда переходит в качество. Этот закон равен для всех. Если в Казахстане будет увеличиваться количество таких случаев, то однажды оно перейдет в качество, выйдет на новый уровень и станет если не нормой, то обыденностью.

По словам Нуркена, каждый участник конфликта преследует свои интересы. Часто такое происходит в сфере строительства: застройщик начинает возводить дом на принадлежащей ему территории, появляются недовольные люди - жители соседних многоэтажек. Они всячески препятствуют строительству, выдвигая свои условия. Свежий пример: сейчас в Нур-Султане, на пересечении улиц Кабанбай батыра и Сыганак, строится жилой комплекс. Против возведения многоэтажек выступили жители соседнего ЖК "Сармат". Они выдвинули ряд требований: построить на месте будущего комплекса школу, разбить парк, а также возвести поблизости Дворец школьников. В результате практически все просьбы собравшихся оказались удовлетворены. Кроме Дворца школьников: акимат дал указание строить его в другом месте, чтобы было учтено мнение не только собственников квартир отдельно взятого комплекса, но и жителей Левого берега. Однако жильцы все еще недовольны.

- Я бы на месте застройщика продал этот участок и сказал возмущенным соседям: стройте себе сами, что хотите, - засмеялся эксперт. - Здесь я вижу две проблемы. Первая: потребительский экстремизм. Как на него отвечать? Тоже экстремизмом, не менее жестким. Безусловное потакание и бесконечный либерализм ни к чему хорошему не приводят. Вторая проблема - бездействие властей, которые боятся брать на себя ответственность и принимать решения по урегулированию конфликта. По идее, принятие какого-либо решения в сфере строительства должен совершать не житель соседнего дома, а общественный градостроительный совет. Если государство само не додумалось до таких вещей, то пусть будет готово пройти тот путь, который был у Нью-Йорка, у больших европейских городов. Наступать на грабли - значит не учить историю. Все, что мы сейчас проходим, было и в России пять-десять лет назад.

Нуркену очень нравится история о том, как дорожная компания в Китае наказала слишком жадную владелицу дома, которая отказалась продавать свой участок, требуя за него многомиллионные суммы. Спустя десять лет таких переговоров китайские власти решили построить автомагистрали в обход ее маленького дома. Теперь он представляет собой помещение площадью 40 квадратных метров, которое находится посреди четырех полос движения.

- Жадность надо наказывать, - уверен эксперт. - Одно дело - когда в поисках прибыли бывшим собственникам квартир застройщик не компенсируют стоимость их снесенного жилья - такие вещи государство должно пресекать. Но совершенно другое - потакать потребительским спекулянтам, которые пытаются за счет других решить свои проблемы. Материальные вопросы и интересы активисты решают шантажом. А когда окружающие видят, что бизнесмены согласились на условия возмущенных, им тоже хочется получить легкие деньги, не работая. Это паразитизм.

- Допустим, недовольные жильцы соседнего ЖК требуют, чтобы дом не возводили, пока на участке не будет сквера, школы, садика, Дворца школьников. Но на все это нужны средства. Где их взять? Строительная компания не печатает эти деньги, не получает их из бюджета, не собирает финансовые пожертвования, а зарабатывает. Соответственно, чтобы удовлетворить требования недовольных, надо либо что-то продать по более высокой цене, либо снизить себестоимость продукта. Что в итоге мы получим? Или высокие цены, или некачественный продукт. Но компания дорожит авторитетом и не может позволить себе строить плохо - это же выйдет ей в ущерб. Получается, что из-за таких паразитов в итоге растет стоимость реализации проекта. А кто за все это платит? Мы с вами, будущие покупатели этих квартир. По факту жильцы, вымогающие деньги у застройщика, вымогают их не у компании, а у будущих потребителей, - делает выводы Нуркен. - Ведь бизнес есть бизнес, он перекладывает все на потребителей, и это нормально. Со временем паразиты сами столкнутся с этой проблемой, но с другим продуктом, потому что явление системное. Пусть потом не удивляются, почему растут цены и происходит инфляция. Для всех шантажистов нужно донести: занимаясь потребительским экстремизмом, вы сами способствуете росту цен.

Эксперт советуют казахстанцам включать критическое мышление, а не слепо идти за блогерами, современными лидерами мнений.

- Давайте будем честными до конца: общество само виновато, что взрастило этих дармоедов. Почему? Во-первых, никто не требует от этих блогеров выполнения гражданской позиции до конца, не контролирует исполнение их обещаний. Сказать "я буду бороться за права" не означает фактическую борьбу. Декларативные заявления так и остаются декларативными. К сожалению, в Казахстане нет культуры отчетности, нет показателей эффективности. Позволили ли вы совершенно незнакомому человеку давать советы по вашей личной жизни? Сомневаюсь. Почему тогда люди считают, что какой-то блогер - авторитет? Только потому, что у него несколько тысяч подписчиков? С тем же успехом можно оголить грудь и набрать еще больше фолловеров. К сожалению, в Казахстане поменялись идеалы. Вместо того чтобы выдвигать правильные образы: ученых, космонавтов, выдвигается посредственность. Один из зарубежных политтехнологов сказал: "Знаете, как развалить любое государство? Дайте им возможность лепить образ посредственности во всем, когда посредственность может стать бизнесменом или лидером мнений, общественным идолом". К сожалению, мы съели эту идеологию.

Екатерина ТИХОНОВА, фото с личной страницы Facebook Нуркена ХАЛЫКБЕРГЕНА, Алматы

Поделиться
Класснуть