Обиделся и забрал свои игрушки
Ежегодно сотни миллионов тенге фонд национального благосостояния «Самрук-Казына» тратил на программное обеспечение для своих компаний, заказывая услугу одному и тому же поставщику, причем без конкурса, по так называемому способу из одного источника. А когда было решено поискать другого подрядчика, который бы делал то же самое, но с более низкими ценами, эта компания обиделась и отключила доступ к системе.
На прошлой неделе мы публиковали материал на заданную тему («Цифровизация по-самруковски» - от 30.06.2020 г.) и задавались вполне справедливыми вопросами о том, действительно ли эффективно расходуются средства на IT-услуги. Речь идет о ТОО «Documentolog». Эта фирма существует несколько лет, и обслуживает в основном квазигоссектор. Занимается разработкой, внедрением и технической поддержкой компьютерных программ. Раньше она имела название ТОО «Newinttech» и начинала как стартап-проект и лет 7 назад стала сотрудничать с Национальным Управляющим Холдингом «Байтерек», внедряя новую отечественную разработку электронного документооборота. Вещь весьма важная, она заменила во все мире хождение бумаг и снизила значительно бюрократические заморочки.
В 2016 году ТОО «Newinttech»переименовался в ТОО «Documentolog»и свою разработку компания предложила «Самрук-Казына». За четыре года с этой фирмой национальные компании заключили 132 контракта, причем практически все способом из одного источника. То есть без реальной конкурентной борьбы. Согласно официальным данным, 11 национальных компаний, в числе которых Казпочта, Казатомпром, Тау-Кен Самрук, Самрук-Энерго и даже Qazaqair, в период с 2016 года по первое полугодие 2020 года заплатили компании 1 миллиард 407 миллионов тенге с тиынками. Для IT-фирмы даже эта сумма считается очень круто.
Самые большие суммы у ТОО были с АО «Казпочта». С 2016 по 2020 годы почтовая нацкомпания заплатила ТОО «Documentolog» 615 675 526, 65 тенге. В разрезе годов выглядит так: 53.8 млн - 2016 год, 206 млн - 2017 год, 364 млн - 2018 год, 436 млн - 2019 год, 347.6 млн –за первую половину 2020 года. «Казпочта» инвестировала 99,5 млн тенге на внедрение софта в 2017 году. Вместе с тем услуги ежегодной технической поддержки включая аренду лицензий для АО «Казпочта» в среднем обходятся 170 млн тенге. Хотя общемировая практика предусматривает на техническую поддержку до 25% от стоимости внедрения и в случае с АО «Казпочта» должна составить всего 25 млн тенге. Так что аренда лицензий на 145 млнтенге остается не раскрытой. Для чего эти деньги предназначались, какая именно статья расходов, что делалось на эту сумму? Этими вопросами мы и задавались.
На первую публикацию, стоит отметить, среагировал сам руководитель ТОО «Documentolog»Байжан КАНАФИН. На своей странице в соцсети он с возмущением опубликовал пост, где журил автора статьи в том, что все факты передернуты. Однако господин Канафин ни словом не обмолвился по поводу тех же контрактов с АО «Казпочта» и почему аренда лицензий стоит намного дороже чем само программное обеспечение. Это же ведь все равно, что колеса ежегодно будут продаваться дороже самого автомобиля.
И вот на этой неделе мы дождались официального ответа от руководства фонда. Прокомментировал управляющий директор ФНБ «Самрук-Казына» Даурен КЕРЕЙБАЕВ. Приводим его слова полностью:
«Внедрение системы электронного документооборота началось в группе компаний Фонда «Самрук-Казына» в 2015 году. Именно с того момента основным поставщиком стало ТОО «Documentolog». По данным моих коллег, доля внедрения СЭД ТОО «Documentolog» по группе Фонда составила порядка 45%. Основными заказчиками являлись АО «НАК «Казатомпром», АО «Казпочта», АО «Самрук-Энерго». Но справедливости ради должен сказать, что в АО «НК «КТЖ» и АО «КазМунайГаз» использует программный продукт другого поставщика.Затраты по годам на это программное обеспечение про группе компаний следующие:2016 – 1 598 000 тенге, 2017 – 1 144 000 тенге, 2018 – 1 422 000 тенге.
Как вы видите, есть тенденция к снижению этих затрат, причем без потери функциональности, что показала работа в условиях карантина и «удаленки».
Ваше издание также интересовалось, принимало ли ТОО «Documentolog» участие конкурентных закупках. Договоры с ним заключались способом закупок из одного источника, как у лица, обладающего исключительными правами на интеллектуальную собственность. Но в 2019 году по результатам изучения рынка Фонд внедрил новую закупочную категорийную стратегию по категории «IT Программное обеспечение» по подкатегории «СЭД» на конкурсной основе. Само собой, как и любая категорийная стратегия- это полная прозрачность в ценообразовании и выборе поставщика по наименьшей совокупной стоимости владения. При разработке стратегии мы рассмотрели 12 отечественных компаний-разработчиков современных СЭД с высоким уровнем информационной безопасности, с прозрачным ценообразованием и понятной лицензионной политикой. Мы надеемся, что это позволит отечественным компаниям на равных условиях, с учетом транспарентности предоставить свои решения СЭД.
Мы понимаем, что для поставщика это явилось неприятным сюрпризом, однако ответные шаги с его стороны явились еще большим сюрпризом для нас. Среди нескольких странных решений, например, уведомление о закрытии доступа к сервису интеграционного шлюза Казахстанского центра обработки электронных данных, что привело к невозможности электронной переписки с компаниями группы Фонда.
Тем не менее, категорийная стратегия уже введена, и отменять это решение никто не будет. Мы также не позволим шантажировать Фонд подобным образом. Незаменимых поставщиков, к счастью, с каждым годом становится все меньше».
Как видите, само руководство фонда «Самрук-Казына» задается теми же вопросами. Ведь судя по ответу, у ТОО «Documentolog»появились сложности с уровнем информационной безопасностью и лицензионной политикой.И как оказалось, в стране есть еще с десяток разработчиков системы электронного документооборота, и они предлагают наверняка более выгодные условия. А то, что, уходя компания, отключила рубильник, хотя за все взяла хорошие деньги, вообще получается не красиво. Кстати, статью «Клевета» в нашей стране декриминализировали. Советуем погуглить.
Аскар ДЖАЛДИНОВ, Нур-Султан