Дмитрий ЖУРАВЛЁВ, политолог: Казахстан может и должен участвовать в формировании справедливого мира
Глава государства Касым-Жомарт Токаев принял участие в работе Форума, посвященного Международному году мира и доверия, Международному дню нейтралитета и 30-летию постоянного нейтралитета Туркменистана. На форум в Ашхабад прибыли президенты России, Турции, Ирана, Армении, Ирака, Кыргызстана, Сан-Томе и Принсипи, Таджикистана, Узбекистана.
О значении форума, позиции Казахстана в международных процессах и инициативах президента Токаева – мы попросили поделиться мнением в интервью российского политолога, научного руководителя Института региональных проблем, доцента Финансового университета при Правительстве РФ Дмитрия Журавлёва.
— Дмитрий Анатольевич, что вы думаете о значении такой площадки, как Ашхабадский форум, который был посвящён Международному году мира и доверия? О чём говорит его высокая представительность?
— Прежде всего представительность говорит о большом доверии к этому формату, а значит — о жизнеспособности этого формата. Форум сам по себе — важная площадка, а теперь он предложил провести Международный год мира и доверия. Это очень значимо, потому что в современном мире во многом нет мира именно из-за явного дефицита доверия.
— Президент Касым-Жомарт Токаев тоже высказался об эрозии международного права и о дефиците доверия. Вы разделяете это мнение?
— Да, разделяю. К сожалению, так и есть. После распада двухполярного мира международное право потерпело очень большой урон. В основе международного права лежат два противоположных принципа: принцип территориальной целостности государства и принцип права нации на самоопределение. Пока существовал двухполюсный мир, удавалось согласовывать использование этих принципов. Сейчас сделать это стало гораздо сложнее.
- Касым-Жомарт Токаев в своей речи вновь призвал к реформированию ООН, включая расширение Совбеза и усиление роли Генассамблеи. Как вы оцениваете инициативу Токаева по реформе ООН? Может ли Казахстан выступить одним из драйверов изменений?
- Да, конечно. Раз президент заявил эту инициативу, значит, он и будет одним из её двигателей — это естественно для любого международного процесса. Как у нас шутят: «инициатива наказуема».
Но ключевой вопрос в другом: как именно повышать роль Генассамблеи, которая всегда была невысокой, и каким образом расширять Совет Безопасности? Что будет с правом вето — у кого оно останется и будет ли существовать вообще?
Если права вето не будет, тогда расширенный Совбез просто потеряет смысл — легче работать в формате «семёрки», «пятёрки» или «двадцатки». Если же вето сохраняется, нужно чётко понимать, кто его получает: только пять стран-учредителей (ведь когда ООН создавали, его учреждали именно эти страны) или все члены Совбеза? Будут ли временные члены или появятся новые постоянные? Вопросов очень много, не фатальных, не смертельных, но на которые надо ответить, чтобы понять, что у нас в конце концов получится.
Я понимаю, что для усиления голоса средних держав, о чем говорил президент Токаев, необходимо укрепить роль Генассамблеи. Потому что средних стран значительно больше, чем крупных держав, и в Генассамблее все голоса равны. Но какие полномочия ей передать, какие новые права получат эти государства — это пока вопросы. Я думаю, господин Токаев знает ответы, но нам он их не рассказал. Понятно почему: потому что создается «группа единомышленников», которая должна содействовать этой реформе ООН. И, вероятно, в рамках этой группы будет вырабатываться некое единое мнение, которое позже будет представлено обществу.
- Глава Казахстана подчеркнул важность политической воли крупных держав и приветствовал активизацию переговоров по украинскому конфликту. Может ли Казахстан использовать свой посреднический потенциал?
- Казахстан может использовать свой посреднический потенциал. Но сейчас главная проблема — расхождение позиций США и Украины. В Вашингтоне одна точка зрения, в Киеве — другая. В такой ситуации посредничество вряд ли возможно.
Посредничество между США, Украиной и Россией - возможно, но, наверное, пока преждевременно. Не потому, что у Касым-Жомарта Токаева недостаточно авторитета, а потому что пока делить нечего.
Если Украина говорит «нет-нет, мы не будем, не будем, не будем», то посредничество не поможет. Потому что посредничество — это добровольный договор участников.
Тем не менее посредничество всегда важно. Когда-то такую роль играла Австрия — площадка для предварительных договорённостей, потому что Австрия была одинаково близка и Востоку, и Западу. Сейчас такую роль может играть Казахстан, но пока это будет предварительная договоренность. Знаете, если вы не уговорите Трампа, то никакая договоренность не удержится.
- Как вы прокомментируете решение Казахстана присоединиться к Авраамским соглашениям? Касым-Жомарт Токаев объяснил этот шаг стремлением содействовать стабилизации Ближнего Востока.
- Думаю, наверное, это хорошее решение, потому что решать проблему мира на Ближнем Востоке необходимо, хотя мы делаем это уже полвека. И то, что Казахстан четко выступил за создание Палестинского государства — это очень хорошо, на мой взгляд, хотя не все со мной согласны. Это даст дополнительный импульс для поиска мира на Ближнем Востоке — это бесспорно.
- В Ашхабаде президент Токаев указал на кризис экосистем Каспия и Арала и предложил создать международную водную организацию в структуре ООН. Как вы оцениваете эту инициативу?
- Мне кажется, она даже немного запоздала. Но она своевременна в том смысле, что Арал и Каспий действительно нужно спасать. Причём дело не только в финансировании, хотя и оно важно, а в единой позиции всех прибрежных государств: когда не одни за счет других, а все вместе решают проблемы этих водоемов. Проблема Каспия для Казахстана очень важна: огромная территория, не так много водных ресурсов.
Через ООН это будет решить не легче, а, возможно, даже труднее, но более результативно. Вывод проблемы на уровень ООН означает постановку вопроса перед всем миром.
- Как вы оцениваете видение Касым-Жомарта Токаева относительно будущего справедливого миропорядка и места Казахстана в нём?
- Казахстан — это, пожалуй, одна из крупнейших среди средних держав. У нее огромный потенциал, и поэтому участвовать в процессе формирования справедливого мира, конечно, Казахстан и может, и должен. Но задача сложная. Даже в эпоху двухполярного мира, когда, казалось, договориться нужно всего двоим, это требовало огромных усилий. Переговоры шли десятилетиями. Сейчас будет ненамного легче, хотя хотелось бы надеяться. Знаете, у пессимистов все неожиданности приятные.
В Большой Евразии великих держав немного, и со всеми у Казахстана добрые отношения. Поэтому цель достижима — не простая, но вполне реальная.
Надиль РАХМЕТОВ, фото РИА Новости, Алматы

