3394

Казахстан и США: что нас привязало друг к другу

Казахстан и США: что нас привязало друг к другу

Во внешней политике Казахстана американский вектор не единственный, но крайне важный. Причем приоритетность отношений с США определяется отнюдь не стремлением установить некий баланс сил между Москвой, Пекином и Вашингтоном. У Вашингтона всегда было на порядок меньше и возможностей, и желания играть в регионе доминирующую роль, чем у Москвы или Пекина. Даже самый приблизительный количественный анализ показывает, что уровень политических и экономических отношений с Россией и Китаем у нас на порядок выше. Наши лидеры с лидерами этих стран встречаются не просто чаще – они встречаются регулярно, а с американскими президентами – время от времени. Договорно-правовая база отношений с этими странами намного мощней. Торговый оборот значительно больше. При этом геополитический интерес Соединенных Штатов к нашему региону очень мал, он связан или с Афганистаном, или с теми же Россией и Китаем.

Чтобы понять, чем Казахстан и США нужны друг другу, в чем причина взаимной заинтересованности, необходимо вернуться на 30 лет назад. США одними из первых признали государственный суверенитет Республики Казахстан - 26 декабря 1991 года. 7 января 1992 года между нашими странами были установлены дипломатические отношения, а уже в 15 сентября 1992 года было открыто Посольство США в Алма-Ате. Чуть позднее, 30 октября того же года, было открыто казахстанское посольство в Вашингтоне. Первый официальный визит Нурсултана Назарбаева в США состоялся в мае 1992 года.

Это был период однополярного мира, в котором все силовые поля выстраивались вдоль одного вектора – американского. При этом интерес США к нашей стране тоже был на порядок выше, чем сегодня, он был прямо связан с потенциальной угрозой национальной безопасности – у нашей страны после распада СССР оказался мощный ядерный потенциал.

И свою ключевую задачу того времени – избавление от ядерного оружия – казахстанское руководство решало именно в диалоге с американцами. Не будем подробно останавливаться на этой интересной, но очень обширной теме, тем более что Нурсултан Назарбаев очень подробно и увлекательно отразил первые переговоры с американцами в своих воспоминаниях. Отметим лишь, что для нас это был первый опыт серьезного политического торга, и мы достойно провели и завершили его. А техническая часть проекта по ликвидации ядерного арсенала растянулась на долгие годы, фактически ее итогом можно считать принятое при участии МАГАТЭ решение о создании в Казахстане Международного банка низкообогащенного урана в 2017 году (американцы выделили на его создание около 100 млн. долларов).

В Вашингтоне при этом не без основания считали решение казахстанского ядерного вопроса успехом американской дипломатии, так что удовлетворение было взаимным. Фактически антиядерная тематика стала первым камнем, заложенным в фундамент казахстанско-американского партнерства.

И в первый документ, определяющий двусторонние отношения – Хартию о демократическом партнерстве между Республикой Казахстан и Соединенными Штатами Америки, подписанную в феврале 1994 года, были включены слова о том, что присоединение Казахстана к Договору о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО) в качестве государства, не обладающего ядерным оружием, стало ценным вкладом в международную безопасность и контроль над вооружениями.

Сегодня отношения наших стран характеризуются как расширенное стратегическое партнерство. Это было закреплено в совместном заявлении по итогам визита Нурсултана Назарбаева в США 16-18 января 2018 года. Показательно, что сразу после завершения визита Елбасы выступил на заседании Совета Безопасности ООН, посвященном нераспространению оружия массового уничтожения и мерам доверия. В своем выступлении он дал ряд практических рекомендаций по урегулированию ситуации на Корейском полуострове.

Американцы до сих пор высоко оценивают вклад Казахстана в нераспространение, приводя нас в пример другим странам. Накануне встречи лидеров США и Северной Кореи в Сингапуре 12 июня 2018 года к Д.Трампу обратились бывшие сенаторы С.Нанн и Р.Лугар с предложением использовать казахстанский опыт при выработке подходов к составлению «дорожной карты» денуклеаризации Корейского полуострова. Они подчеркнули, что «казахстанская модель», дающая государству, отказывающемуся от ядерного оружия, гарантии безопасности, выглядит намного привлекательнее «ливийской модели», основанной на силовом давлении. Сегодня тема ядерного разоружения остается актуальной как для Нур-Султана, так и для Вашингтона, создавая условия для сотрудничества и взаимной заинтересованности.

Не менее важным фактором неугасающего взаимного интереса Казахстана и США стал фактор экономический. При этом объем взаимной торговли всегда был и остается очень скромным. Казахстанская внешняя торговля стоит на трех китах – Европа (наш экспорт), Россия (наш импорт) и Китай (экспорт и импорт примерно в равных долях). Главный инвестор, разумеется, Нидерланды (глобальный офшор). И все-таки именно американцы были самыми первыми и самыми нужными инвесторами в свое время. Их лидером тогда был и до сих пор остается Chevron, к которому позднее присоединился Mobil. Переговоры по нефтяной теме были, пожалуй, еще более сложными, чем по ядерной. Это был трудный, но необходимый опыт для Казахстана, повлиявший, в том числе и на совершенствование правовой базы для работы с недропользователями.

Сегодня Chevron является крупнейшим иностранным инвестором в Казахстане. Ему принадлежат 50% акций крупнейшего нефтедобывающего предприятия Казахстана «Тенгизшевройл» (еще 25% у ExxonMobil), 18% месторождения Карачаганак и 15% Каспийского трубопроводного консорциума.

О роли и месте американских нефтяных компаний предельно точно и откровенно высказался Нурсултан Назарбаев на праздничном мероприятии по случаю 20-летия деятельности ТШО в 2013 году. Он сказал: «Для меня было важно, чтобы корпорация Шеврон имела успех в нашей стране, чтобы продемонстрировать другим компаниям и всему миру, что в Казахстане можно работать успешно. И вы это сделали, за что я благодарен. Благодаря деятельности Шеврона мы выстроили добрые отношения с США, а многие американские компании успешно работают в Казахстане». «За прошедшие 20 лет Шеврон инвестировал порядка 20 миллиардов долларов. Казахстан, с учетом налогов, получил около 77 миллиардов долларов, отметил», - отметил тогда Елбасы. К этому можно добавить, что на сегодняшний день совокупные выплаты ТШО превысили 158 млрд. долларов.

В 2020 году на ТШО было добыто 26,5 млн. тонн объем добычи сырой нефти. Впрочем, в последнее время в корпоративных отчетах Шеврона тему объемов добычи потеснила тема экологии. Кроме того, в рамках программы борьбы с пандемией COVID-19 компания Шеврон предоставила Казахстану гуманитарную помощь, включая 6 компьютерных томографов, 14 млн. доз различных медицинских препаратов, 400 тыс. комплектов средств индивидуальной защиты, 15 млн. перчаток, 1,5 млн. шприцев.

Демократия и права человека – это обязательный пункт во внешнеполитической повестке Вашингтона при любой администрации, в отношении любой страны. Вполне естественно, диалог по этим вопросам остается важным элементом двусторонних отношений. Важным, но не доминирующим. Доклады о ситуации с правами человека в Казахстане появляются регулярно, в них фиксируются нарушения в этой сфере, выражается беспокойство в связи с теми или иными событиями. Однако обеспокоенность недостатками избирательного процесса и близко не похожа по своей глубине и искренности на обеспокоенность возможностью пересмотра контрактов с американскими компаниями, которую американцы периодически демонстрируют.

Казахстан и США взаимодействуют также в формате диалога «С5+1» (пять государств Центральной Азии и США). И здесь также вопросы торговли и инвестиций стали уступать место борьбе с COVID-19 и борьбе с парниковыми газами. Последняя встреча в формате «С5+1» состоялась 16 сентября 2021 года. Она была виртуальной и была посвящена главной теме этого года – климату. Американцы в лице специального посланника президента США по вопросам климата Джона Керри убедились в том, что страны Центральной Азии готовы предпринять конкретные шаги по сокращению выбросов парниковых газов. Казахстан, в частности, взял на себя обязательство достичь углеродной нейтральности к 2060 году и достичь 15-процентной доли возобновляемых источников энергии к 2030 году. А для наших стран, видимо, самым важным стала полученная от США поддержка нашей позиции к проблеме Аральского моря, которую мы продвигаем в ООН (смысл этой позиции в том, что Арал – проблема общемировая, поэтому для ее решения должны быть мобилизованы силы всего мира).

Конечно, отношения Казахстана с США включают в себя очень широкий спектр тем и вопросов. Многие из них обсуждаются в рамках специально созданных комиссий: по стратегическому партнерству, по энергетическому партнерству, научно-техническому сотрудничеству. Межпарламентские связи опираются на группу друзей Казахстана в Конгрессе США. Военное сотрудничество осуществляется в рамках пятилетних планов. В принципе, каждое из этих направлений важно и интересно для обеих сторон. Но ядерное разоружение в политике и нефтедобыча в экономике остаются стерневыми. С ними еще долго будут связаны и политический диалог, и новые инвестиции.


Николай КУЗЬМИН, Алматы

Поделиться
Класснуть