3934

Казахстанская дипломатия: экономизация американского вектора

Казахстанско-американские отношения в последнее время являются наглядной иллюстрацией тезиса «сначала экономика, потом политика».

Вслед за рабочим визитом в США премьер-министра Аскара Мамина, в ходе которого были подписаны соглашения об американских инвестициях в создание предприятий по переработке мяса и производство оросительных систем в Казахстане последовал визит министра иностранных дел Мухтара Тлеуберди – официальный, по приглашению государственного секретаря Майка Помпео.

По оценке наблюдателей, успешное завершение переговоров по инвестиционным проектам стало отличной прелюдией к встрече глав внешнеполитических ведомств. На встрече не предполагалось решения каких-то вопросов двусторонних отношений или согласования позиций по международным проблемам. Она носила характер «сверки часов» и подведения итогов.

На рабочем уровне эта процедура прошла незадолго до официального визита, в ходе очередной встречи казахстанской и американской делегаций в рамках Диалога по расширенному стратегическому партнерству. Нашу делегацию возглавлял вице-министр иностранных дел Ержан Ашикбаев, американскую - первый заместитель помощника государственного секретаря США по делам Южной и Центральной Азии Элис Уэллс.

Этот диалог был запущен по итогам официального визита Президента РК Нурсултана Назарбаева в США в январе 2018 года, в ходе которого лидеры двух стран приняли Совместное заявление «Казахстан и США: расширенное стратегическое партнерство в XXI веке».

Ключевым пунктом Совместного заявления стало повышение уровня стратегического партнерства до расширенного. Казахстан стал первой страной постсоветского пространства, которая вышла на такой уровень партнерства с США. Расширенное стратегическое партнерство предусматривает повышение уровня действующих двусторонних механизмов взаимодействия, в т.ч. создание Комиссии расширенного стратегического партнерства, совместной Рабочей группы высокого уровня по торгово-экономическому сотрудничеству, расширение договорно-правовой базы, активизацию торгово-экономического и инвестиционного партнерства.

Преемственность казахстанской внешней политики на американском направлении была подтверждена в ходе встречи Касым-Жомарта Токаева с Дональном Трампом на полях 74-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН в Нью-Йорке в сентябре этого года.

Белый дом, со своей стороны, традиционно рассматривает Казахстан в качестве государства, не только значимого в контексте двустороннего сотрудничества, но и во многом обеспечивающего региональную стабильность. Этот подход был подтвержден на встрече Мухтара Треуберди со своим американским коллегой Майком Помпео. «Казахстан является лидером в Центральной Азии, на который Соединенные Штаты полагаются

как на надежного партнера в регионе. Мы считаем вашу страну ключевым партнером в поддержании региональной безопасности», - заявил Госсекретарь США.

Политика Вашингтона в отношении Казахстана выстраивается в рамках принятой в августе 2017 года новой стратегии США в Южной Азии, центральным элементом которой является решение афганского вопроса. В целом, подходы Белого дома к решению афганского вопроса остались теми же, что были при Бараке Обаме.

Они предусматривают вовлечение всех соседних государств в экономическое сотрудничество с Афганистаном, включение его в систему инфраструктурных проектов (транспортных и энергетических). Важная роль в этих проектах отводится странам Центральной Азии.

Стоит отметить, что Белый дом при Дональде Трампе принципиально отказывается от всего, что было разработано прежней администрацией, однако диалог в формате «С5+1» (страны Центральной Азии + США) сохранился.

Что касается двусторонних отношений, то у них есть свои «якорные темы».

Во-первых, Соединенные Штаты всегда высоко оценивали позицию Казахстана как лидера международных усилий по нераспространению, начиная с добровольного отказа от ядерного арсенала в 1992 году и усиления действующих обязательств по ядерной безопасности, заканчивая недавним открытием Банка низкообогащенного урана МАГАТЭ в Казахстане, который нацелен на снижение риска распространения технологий ядерного обогащения.

Нынешняя администрация Белого дома разделяет эти взгляды. Накануне встречи Дональда Трампа с северокорейским лидером Ким Чен Ыном ряд американских экспертов в области разоружения даже предлагал использовать казахстанский опыт обеспечения безопасности при отказе от ядерного оружия в качестве модели для КНДР.

Во-вторых, наши страны имеют общие взгляды и подходы к борьбе с терроризмом и религиозным экстремизмом. В 2015 году Казахстан поддержал инициированную Б.Обамой серию региональных форумов, посвященных борьбе с радикальным экстремизмом, и сам провел такой форум в своей столице. Взаимные консультации спецслужб наших стран и обмен информацией стали важным фактором снижения уровня террористической угрозы в регионе.

В-третьих, военное сотрудничество развивается в рамках Пятилетнего плана 2018-2022 гг. Оно направлено на повышение оперативной совместимости при проведении многосторонних миротворческих операций. В июне на учебном полигоне «Илийский» в Алматинской области прошли очередные ежегодные тактические учения «Степной орел-2019». Интересно, что в прошлом году подобные учения впервые прошли в США. В них приняли также участие военнослужащие из Великобритании, Индии, Кыргызстана, Таджикистана, Турции и Узбекистана.

В-четвертых, торговый оборот между нашими странами сравнительно невелик. За первые десять месяцев этого года он составил 1,8 млрд. долларов, из них экспорт в США - 682 млн. долларов, импорт в Казахстан - 1,1 млрд. долларов. Для сравнения – товарооборот с Евросоюзом по итогам прошлого года вырос до 37,7 млрд. долларов, с Китаем – до 12 миллиардов.

При этом Соединенные Штаты были и остаются одним из важнейших инвесторов в казахстанскую экономику. Американские инвестиции в прошлом году достигли 5,3 млрд. долларов, а объем накопленных инвестиций из США с 2005 года вырос до 40 млрд. долларов. Если до последнего времени инвестиции шли преимущественно в горнодобывающую промышленность, то сегодня наметился интерес американского бизнеса к сельскому хозяйству. Здесь американцы намного опережают и Евросоюз, и Китай.

В течение всего года интенсивный диалог по вопросам глобальной и региональной безопасности, экономического развития и двустороннего сотрудничества поддерживается в ходе взаимных визитов и встреч на полях международных форумов.

«Сверка часов» происходит в декабре, в Нур-Султане и в Вашингтоне поочередно, в формате Диалога по расширенному стратегическому партнерству РК-США. Диалог был основан два года назад для обеспечения ежегодной дискуссионной площадки по укреплению доверия и продвижения общего политического курса по всему спектру двусторонних и региональных вопросов. В этом году он прошел в 4 декабря в Вашингтоне.

Как сказано в официальном сообщении Государственного департамента, участники обсудили все аспекты значимых и растущих взаимоотношений между США и РК, включая проблему региональной стабильности и безопасности; экономическое развитие и торговлю; права человека, рабочую силу и свободу вероисповедания; а также вопросы образовательного и культурного обмена. Среди значительных успехов – важное сотрудничество в вопросах авиации и борьбы с терроризмом, подписание соглашения об обмене информацией, ожидаемое заключение соглашения о гражданском воздушном сообщении по принципу «открытое небо», а также возвращение на родину почти 600 граждан Казахстана из Сирии и их реинтеграция.

Действительно, американцы внимательно наблюдали за проведением спецоперации «Жусан» по возвращению казахстанских граждан из Сирии и содействовали по мере возможности. По словам посла по особым поручениям по вопросам борьбы против терроризма госдепа Натана Сэйлса, для них особенно интересна была проведенная работа по дерадикализации вернувшихся граждан.

«Мне удалось посетить один из реабилитационных центров и своими глазами увидеть работу профессионалов. Я увидел, что работают и религиозные авторитеты, и специалисты по детской психологии, представители Министерства образования и науки, а также других государственных органов. Весь мир сегодня должен обращать внимание на

то, что происходит в Казахстане, потому что уроки, извлеченные здесь, будут полезными всему миру», - сказал американский дипломат.

В реальности позиции Казахстана и Соединенных Штатов совпадают далеко не по всем международным вопросам. Не совпадают наши позиции по вопросам изменения климата, применения экономических санкций и торговых войн. А отказ Вашингтона от выполнения Совместного всеобъемлющего плана действий (СВПД), принятого в 2015 году Ираном при участии группы «5+1» (США, России, Китая, Великобритании, Франции, а также Германии) и введение новых экономических санкций против Тегерана поставили под угрозу реализацию транспортно-логистических проектов по созданию коридора «Центральная Азия – Персидский залив». Кроме того, оказалась фактически перечеркнута вся дипломатическая деятельность Казахстана на иранском направлении. В частности, Банк низкообогащенного урана создавался фактически под реализацию СВПД.

Тем не менее, взаимный интерес не только сохраняется, он растет. Американские компании, которым Трамп предлагает вернуть свои капиталы из-за границы на родину, снижая корпоративный налог, готовы инвестировать в Казахстан.

В последний день этого года в США произойдет событие, которое откроет новые возможности для расширения двустороннего сотрудничества. Начнет работу новая государственная структура, закон о создании которой Дональд Трамп подписал еще в октябре прошлого года. Она придет на смену Корпорации частных зарубежных инвестиций (Overseas Private Investment Corporation, OPIC), долгие годы успешно работавшей в области предоставления кредитов и гарантий для инвестиционных проектов за рубежом.

Новое агентство будет называться «Американская корпорация по финансированию международного развития» (U.S. International Development Finance Corporation, IDFC), а сумма денежных средств, которые агентство сможет направлять на поддержку инвестиционных проектов, составит 60 млрд. долларов.

Создание нового агентства связано со стремлением Вашингтона сдержать экономическую экспансию Китая, осуществляемую в рамках инициативы «Пояса и пути». IDFC предназначено для того, что предлагать в качестве альтернативы «неправильным» (ориентированным на государство) китайским инвестициям «правильные», то есть ориентированные на частный бизнес.

Казахстан, со своей стороны, делает все для того, чтобы привлечь иностранных инвесторов. МИД утвердил единые правила для работы с инвесторами, которые предусматривают, что сопровождение инвесторов, получение ими разрешительных документов и государственных услуг для реализации инвестиционной деятельности будут производиться на одной площадке. А фронт-офисами внешнего уровня определены загранучреждения Казахстана, которые будут представлять информационно-консультационную поддержку потенциальным инвесторам, обеспечивать организацию визитов

потенциальных инвесторов в республику и устанавливать деловые связи в стране пребывания с крупными компаниями.

Рассматривается проект закона, позволяющего запустить в Казахстане программу инвестиционного налогового резидентства. Оно предполагает привлечение инвестиций в обмен на получение инвестором и членами его семьи многократной въездной визы в Казахстан сроком до пяти лет.

Расставшись с Майком Помпео, который намерен посетить Казахстан с официальным визитом уже в январе, Мухтар Тлеуберди направился в штаб-квартиру Всемирного Банка в Вашингтоне, где провел переговоры с вице-президентом по Европе и Центральной Азии Сирилом Мюллером. Обсуждались перспективы сотрудничества в контексте недавно принятой банком страновой стратегии партнерства с Казахстаном на 2020-2025 годы. И это еще раз подтвердило приоритетность экономических вопросов для казахстанской дипломатии.

Сначала экономика, потом политика, затем снова экономика.

Николай КУЗЬМИН, политолог

Поделиться
Класснуть