Защита от сварщика
Чего ему стоила первая авария на модернизированном ПНХЗ и почему следом случилась вторая рассказал в среду во время визита в Экибастуз министр энергетики Канат БОЗУМБАЕВ.
В субботу на павлодарском нефтехимическом заводе, только в ноябре прошлого года успешно закончившем модернизацию стоимостью 212,3 млрд. тенге, произошел пожар на комплексе первичной переработки нефти (см. видео ниже). Пришлось срочно останавливать производство и менять кусок трубопровода. Как заверили в пресс-службе завода, на нормальный технологический режим предприятие должно выйти 11 февраля.
- У вас уже есть какие-то версии очередного ЧП? – поинтересовался корреспондент газеты «Время» у министра.
- Вчера только на совещании у премьер – министра вице-президент КазМунайГаза Данияр ТИЕСОВ докладывал, что между печью - подогревом и установкой первичной переработки нефти ЛК-6У на трубе, которой, как выяснилось, уже 30 лет, образовался свищ на высоте четыре метра. Разогретая до высокой температуры нефть начала поступать в эту дырку и загорелась. К сожалению, во время модернизации эту трубу как-то прозевали. У меня, вы знаете, по этому заводу были вопросы, генерального директора там освободили от должности в том числе и по моей просьбе. Поставили сейчас технического специалиста, укрепили несколько служб, надеемся, что вопросы, связанные с техническими погрешностями, будут отрегулированы в ближайшие год – два. Модернизация трех НПЗ на действующих предприятиях без шероховатостей не бывает. Это техника, к старому оборудованию лепят новое, состав нефти меняется, где-то проектировщики недорабатывают. Валить на сварщика, как это сделали после первой аварии, нет никакого смысла. Надо честно говорить, что где-то качество подвело, где-то прозевали. Ну а со сварщиком вы историю знаете – это разгильдяйство чистой воды.
Напомним, первая авария на ПНХЗ случилась 20 октября прошлого года после того, как кто-то отправил местного сварщика провести работы на установке по производству водорода ПНХЗ, чтобы сварить уникальную деталь из специальной стали, которую могут обслуживать только специалисты мирового уровня. В результате деталь была безвозвратно испорчена и пока на одном из заводов Великобритании изготавливали новую, в стране возник коллапс с дизтопливом, при производстве которого используется водород. Чтобы покрыть дефицит нацкомпания была вынуждена закупить в России около 90 тысяч солярки и продавать ее в Казахстане по сложившейся рыночной цене 157 – 160 тенге за литр себе в убыток. Из-за того, что в России цены на порядок выше, КазМунайГаз потерял около трех миллиардов тенге.
- Договориться о закупках дизтоплива в России тогда тоже было непросто, - рассказал Канат Бозумбаев. - Я ночами не спал, звонил владельцам заводов, олигархам, министрам – своим коллегам, они пошли навстречу, отказали своим потребителям. Но это был исключительный случай. Чтобы он опять из-за какого-нибудь сварщика не возник, мы должны создать в стране резерв нефтепродуктов для внутреннего потребления. Сейчас у нас в обороте в стране есть 200 тысяч тонн бензина и 260 тысяч тонн дизельного топлива, что дает нам возможность жить 17 – 18 дней. Но должен быть еще резерв, который в случае ЧП мы сможем выложить на рынок, чтобы иметь возможность продержаться еще пол месяца.
Ольга ВОРОНЬКО, фото автора видео очевидцев, Павлодар