Угроза номер один
Самому обсуждаемому в последнее время законопроекту «О противодействии экстремизму и терроризму» в четверг был посвящен «круглый стол» за которым пытались понять и решить проблему представители всех уполномоченных госорганов, депутаты, неправительственные организации, политологи и религиоведы.
Открыл заседание спикер мажилиса Нурлан НИГМАТУЛИН. Он заявил, что противоборство с экстремизмом и терроризмом результативно только при консолидированной позиции всего общества. Председатель палаты заверил, что все поступающие предложения будут тщательно рассмотрены в работе над законопроектом.
- У депутатов есть четкое понимание, что решающее значение имеют социально-экономические, гуманитарные, а не только административно-правовые методы противодействия экстремизму и терроризму, - подчеркнул Нигматулин, продемонстрировав, что парламент за комплексное решение проблемы, а не за силовое, задав общий тон дискуссии.
Причины нарастающей угрозы терроризма в Казахстане назвал заместитель председателя Комитета национальной безопасности Нургали БИЛИСБЕКОВ. Так, по его словам, вооруженные конфликты в сирийско-иракской зоне активизировали террористические силы на всем Ближнем Востоке.
- В ряды боевиков-террористов вливаются новые рекруты более чем из 80 стран мира. В данном контексте прямую угрозу представляет участие в вооруженных конфликтах граждан нашей страны. Эта проблема потребовала принятия неотложных мер как на национальном, так и международном уровне, - подчеркнул зампредседателя КНБ.
За последние пять лет, добавил он, не допущен выезд в зоны террористической активности 559 казахстанских рекрутов. Билисбеков отметил, что серьезную опасность сегодня представляет возвращение боевиков из мест вооруженных конфликтов на родину, многие из которых продолжают придерживаться радикальных взглядов и обладают специфическими навыками и боевым опытом.
- Поэтому угроза совершения ими террористических актов у нас в стране расценивается как достаточно высокая! - заявил замглавы КНБ. - В свою очередь лица, которые остаются в зонах террористической активности, играют роль идейных проводников радикализма, активно участвуют в подстрекательстве, вербовке рекрутов и боевиков к террористической деятельности.
Нургали Билисбеков рассказал, что некоторые нейтрализованные за последние годы радикальные группы действовали при непосредственном руководстве и инструкциях международных террористических организаций. Другие группировки подвергались радикализации и пытались перейти к активным действиям под влиянием информационной пропаганды.
- В этой связи распространение радикальной идеологии в сети Интернет продолжает являться значительной проблемой, - констатировал Билисбаев. - На сегодняшний день функционирует целая система интернет-ресурсов, ориентированных на религиозно-идеологическую обработку и обучение методам террористической деятельности.
Распространителями деструктивной идеологии, по словам зампреда КНБ, являются и выпускники зарубежных теологических учебных заведений. Выход из этой ситуации власти видят в альтернативном образовании в казахстанском теологическом университете «Нур», для обучения в котором государство будет выдавать гранты. Паломничество за рубеж КНБ предлагает проводить исключительно под эгидой зарегистрированных религиозных объединений. Проблему КНБ видит также в распространении идеологии терроризма в тюрьмах. В этой связи колонии барачного типа планируют реконструировать в учреждения камерного типа.
По словам Билисбекова, с начала этого года осуждены 25 террористов, порядка пятидесяти находятся в следственных изоляторах. С 2011 года предотвращены 64 насильственные экстремистские акции, а с начала этого года - девять. По информации КНБ, с начала вооруженных конфликтов в Афганистане, Сирии и Ираке из лагерей международных террористических организаций, а также опорной и транзитной инфраструктур в третьих странах депортированы 45 граждан Казахстана, а 33 казахстанца вернулись сами. Подводя итог, Билисбаев сообщил, что за последние пять лет за преступления террористического и религиозно-экстремистского характера осуждены 445 человек.
Депутаты в появлении у казахстанцев экстремистских взглядов видят и социальные факторы - в первую очередь бедность. Так, мажилисвумен Гульнар ИКСАНОВА считает, что на радикализацию молодежи влияет неприязненное отношение к богачам и чиновникам, а также к мигрантам по национальному, расовому и религиозному признаку. Не последнюю роль, по ее мнению, играют и межрегиональные различия в менталитете.
- В социальных сетях очень активно представляются истории про шымкентских - про их нравы, про мажоров из Астаны и Алматы, про пресыщенных нефтяников из Западного Казахстана. Казалось бы, все выглядит безобидно, но работа построена массово: взбросы идут сотнями, делаются перепосты. Муссируется различие между людьми в культуре, языках, уровне доходов. Такие методы разрушают единство! Показательно, что алматинский стрелок был маргиналом и ставил своей целью убийство судей, - отметила Иксанова.
Социальные факторы в приверженности казахстанцев экстремистским идеям видит президент Фонда развития парламентаризма в Казахстане Зауреш БАТТАЛОВА. По ее словам, наиболее уязвимыми в этом плане становятся молодые люди из неблагополучных семей, которые зачастую не имеют доступа к государственным социальным услугам из-за отсутствия регистрации по месту жительства. В этой связи Батталова предлагает исключить привязку соцуслуг к обязательной регистрации.
С ней категорически не согласился заместитель генерального прокурора Андрей КРАВЧЕНКО.
- Цель регистрации внутренней миграции - ускорение получения необходимой информации о передвижении тех или иных лиц внутри страны, и эта цель не только правоохранительная. Одно дело - бегать по всей стране, и другое - видеть, что человек зарегистрирован в определенном месте. Нам говорят, что преступники не будут регистрироваться, если они задумали совершить террористический акт. Однако до момента совершения преступления все преступники как раз таки стараются соблюдать законодательство, чтобы быть незамеченным со стороны правоохранительных органов и специальных служб! – аргументировал Кравченко.
По его мнению, нужно ставить вопрос не об отмене регистрации, а об ее упрощении. МВД, добавил Кравченко, сейчас предлагает обязать собственников квартир регистрировать квартирантов.
- Люди сдают квартиры, но не несут никаких обязательств за то, кто у них проживает. Террористы в Актобе и Алматы жили на съемных квартирах, поэтому ни у кого из госорганов не было информации о том, где они проживают, - подчеркнул заместитель генпрокурора.
Говоря о поправках в законопроект о противодействии терроризму и экстремизму, Андрей Кравченко заметил, что широкое обсуждение вызвал вопрос об ужесточении оборота гражданского оружия и ответственности объектов, уязвимых в террористическом отношении. Теракты в Актобе, отметил он, показали серьезные недостатки в деятельности точек торговли гражданским оружием. После этих событий проведены проверки всех магазинов гражданского и служебного оружия, сообщил Кравченко. Рейд показал нарушения в 50 процентах таких магазинов, в одной трети охранных агентств и более чем 50 процентах служб инкассации. К ответственности привлечено более 150 лиц. Также было проверено почти пять тысяч объектов массового скопления людей. Как выяснилось, 74 процента из них находятся сегодня в неудовлетворительном состоянии.
- Нет гарантии, что службы и охранные агентства, которые там стоят, обеспечат профилактику угроз терроризма, - отметил Андрей Кравченко. - Все это говорит о крайней необходимости ужесточения деятельности этих объектов и усиления ответственности их владельцев за несоблюдение требований антитеррористического законодательства. Все это лежит в основе тех мер, которые заложены в законопроекте.
Впервые с момента создания нового Министерства по делам религий и гражданского общества выступил его глава Нурлан ЕРМЕКБАЕВ. Он заявил, что министерство ключевым партнером в решении поставленных задач видит неправительственные организации. По словам министра, необходимо разработать концепцию госполитики в религиозной сфере.
- Религиозный, политический и любой другой экстремизм легче приживается там, где длительное время не решаются социально-экономические проблемы. Поэтому развитие институтов социального партнерства, общественной экспертизы и контроля рассматривается нами как фундаментальный фактор снижения угрозы экстремизма и терроризма. В этой связи финансирование через систему государственного социального заказа мы считаем эффективной формой государственной поддержки НПО, - заключил Ермекбаев.
Лэйла ТАСТАНОВА, фото автора, Астана