19468

Айбол БЕКМУХАМБЕТОВ: Склоняюсь к версии, что причина катастрофы - человеческий фактор

Бывший президент алматинского аэропорта ответил на вопросы “Времени” по поводу авиакатастрофы “Фоккер”

Айбол БЕКМУХАМБЕТОВ: Склоняюсь к версии, что причина катастрофы - человеческий фактор

Ранним утром 27 декабря сразу после взлета в аэропорту Алматы по невыясненным пока причинам упал “Фоккер-100” авиакомпании “Бек Эйр”. Только 10 января станут известны предварительные итоги расследования, а сейчас в сфере гражданской авиации обсуждают возможные версии случившегося. Корреспондент “Времени” попросил дать экспертный комментарий Айбола Бекмуханбетова, много лет возглавлявшего воздушную гавань Алматы.

- В самом начале нашего разговора я бы хотел выразить глубочайшие соболезнования всем родным и близким погибших в этой трагедии, - говорит известный авиатор. - Для всех нас, работников гражданской авиации, катастрофа стала сильнейшим ударом. Это страшное горе для всей страны. Я вчера был на месте трагедии, видел самолет, людей, работавших на месте крушения. Все это очень тяжело. Посмотрите, как близко к сердцу случившееся восприняли казахстанцы. В новостях показывали сотни людей, стоявших в очередях, чтобы сдать кровь для пострадавших, а жители частного сектора, где рухнул лайнер, готовили горячую еду для спасателей. Трагедия объединила страну.

- Вы в прошлом летчик, много лет возглавлявший и авиакомпании, и аэропорты. На ваш взгляд, что же случилось 27 декабря с “Фоккером”?

- Я думаю, лучше всего дождаться официальных результатов расследования. Пока же можно только рассуждать - это может быть и отказ двигателя и обледенение. Я лично склоняюсь к версии, что причина катастрофы - человеческий фактор. 8 из 10 авиапроисшествий связаны с ошибками людей, техника крайне редко выходит из строя. Вот сейчас появилась информация, что “Фоккер” пошел на взлет уже через минуту после другого самолета, хотя по нормативам должен был сделать это позже, чтобы не столкнуться с воздушными потоками. Если это так, то почему разрешили взлет? Во всем этом надо разбираться.

- Сейчас в гражданской авиации обсуждается предположение, что ошибку допустил летчик, слишком рано убравший шасси, в результате чего самолет сильно просел, возможно, коснулся препятствия, а потом уже не хватило мощности для нормального взлета. Слышали о такой версии?

- Много что обсуждается, в том числе и возможное попадание птицы в двигатель. Все возможно. Могу лишь сказать, что погибший командир воздушного судна Марат МУРАТБАЕВ - опытный пилот, мы с ним вместе учились в Актюбинском высшем летнем училище. Он летал и на советской технике, и на “Боингах”, и на “Фоккере”.

- Наша редакция направила запрос “Эйр Астане”, чтобы проверить слухи о том, что Муратбаев был уволен из авиакомпании после ошибки пилотирования.

- Мне об этом ничего не известно.

- Правда ли, что обучавшимся на советской технике пилотам сложно переучиваться на зарубежные самолеты?

- Да, есть такое. Нас ведь учили летать на Анах, Тушках, Яках, а потом неожиданно появились “иномарки”. Разница в управлении существенная, зарубежная техника сложнее, многие так и не смогли перестроиться.

- Давайте поговорим о разбившемся самолете. “Фоккер” - это хороший самолет?

- Надежный. Конечно, за штурвалом я не сидел, но внутри страны много раз летал бортами “Бек Эйра”. Сейчас в интернете есть вся информация о каждом самолете, можете почитать. “Фоккеры” эксплуатируют региональные европейские авиакомпании, в том числе немецкие и голландские. Они же не будут летать на плохих бортах, согласитесь.

- Упавший “Фоккер” был весьма приличного возраста - ему более 20 лет. Это много или мало для самолета?

- Самолет оценивают не по году выпуска, а по налету и качеству эксплуатации. Если лайнер весь срок службы проходил необходимое техобслуживание под контролем производителя и в него не заливали 95-й бензин вместо авиакеросина, то он может прослужить очень долго. В авиации есть нюансы, неизвестные обывателям. Например, некоторые запасные части на самолетах нужно менять не когда они выходят из строя, а просто после определенного налета. В автомобилях ведь что-то меняют, когда появляются лишние звуки, или компьютер показывает неисправность. А в самолетах все сложнее, поэтому следят за ними очень тщательно. Большое заблуждение, что хорошим самолетом может быть только новый самолет. У нас в Казахстане эксплуатируют Airbus 320 Neo, приобретенные непосредственно у производителя. У них случилось несколько отказов двигателя прямо во время полетов, а это очень серьезная поломка.

Или вспомните историю с Boeing 737 MAX. Тоже отличная техника, суперсовременная, но уже в процессе эксплуатации выяснилось, что есть существенные проблемы с управлением, в итоге его сняли с производства. Поэтому в авиации не оценивают самолеты категориями новый или старый. К сожалению, простые люди вообще оценивают самолеты по состоянию салона. Если кресла и ковролан на полу потертые, то лайнер старый - так рассуждают. Но это неправильно. Главное - техническое состояние.

- Тогда вопрос проще: в каком техническом состоянии был упавший “Фоккер”?

- У меня такая же информация, как и у вас: все техосмотры он проходил вовремя, нареканий нет. Я знаю, что сейчас все казахстанские авиакомпании очень серьезно относятся к техобслуживанию воздушных судов и “Бек Эйр” не исключение. Серьезных поломок у “Фоккеров”, летающих в Казахстане, прежде не было. Даже когда случился инцидент с посадкой без шасси, то это было стечение целого ряда обстоятельств. Так бывает в авиации. Тогда и вины авиакомпании или летчиков не  было. При этом у “Бек Эйра” самая высокая регулярность полетов в стране, все вылеты по расписанию. На неисправных самолетах этого не добиться. Будет жаль, если авиакомпания уйдет с нашего рынка.

- Несколько лет назад руководитель “Бек Эйра” Нурлан ЖУМАСУЛТАНОВ публично отказался от прохождения международного аудита безопасности IOSA, и сейчас ему за это предъявляют претензии. Как вы считаете, если бы он не отказался, катастрофы можно было избежать?

- Мне кажется, это спекуляция на теме трагедии и я бы очень не хотел, чтобы вы так ставили вопрос. Аудит IOSA рекомендован компаниям, выполняющим международные рейсы, а требования Комитета гражданской авиации и Авиационной администрации Казахстана к безопасности полетов очень с ним схожи. Давайте дождемся итогов расследования и тогда станет понятно, есть ли недочеты в работе авиакомпании. Я убежден, что расследование будет очень серьезным и объективным. Тем более, ситуацию взял под личный контроль глава государства Касым-Жомарт ТОКАЕВ.

- Вас могут упрекнуть в необъективности - вы ведь работали с Жумасултановым и дружите с ним.

- Я не скрываю, что дружу с Нурланом, он настоящий профессионал, прекрасно образован, пользуется большим уважением в отрасли. А еще я дружу с Владимиром Ивановичем ДЕНИСОВЫМ, руководителем “Ската”, да и с Питером ФОСТЕРОМ, главой “Эйр Астаны”, у меня хорошие отношения, хотя мы с ними много раз спорили, ругались, даже судились.

В нашей отрасли нет врагов, мы все коллеги и друзья. Посмотрите, как отреагировали другие авиакомпании - они заявили о готовности перевозить пассажиров “Бек Эйра” совершенно бесплатно. Наша отрасль объединилась в этот сложный момент. Поэтому я бы хотел попросить казахстанцев в эти тяжелые дни не спекулировать на теме трагедии, не линчевать всех подряд в интернете. Давайте дождемся итогов расследования, кроме того, и производитель будет изучать ситуацию, и Межгосударственный авиационный комитет даст свое заключение. Прошу людей отнестись с пониманием - вся гражданская авиация сейчас скорбит по погибшим и мы сами заинтересованы в том, чтобы узнать, из-за чего произошла трагедия.

Михаил КОЗАЧКОВ, Алматы

Поделиться
Класснуть